Пока календарный год ещё только подходит к своему завершению, видеоигровая индустрия уже успела отстреляться всеми важными релизами, так что можно смело подводить полноценные итоги за последние двенадцать месяцев.
Уходящий 2017-ый смог запомниться публике как один из самых щедрых и приятных на интересные игры за последние несколько лет. Этот большой игровой сезон выдался поистине урожайным – такого количества качественных, оригинальных, больших и красивых проектов индустрия не видала уже давно и далеко не факт, что грядущий 2018 сможет побить его рекорды.
Особенно повезло в этом году обладателям новой гибридной консоли от Nintendo, которую смело можно объявить главным триумфатором 2017 года. Несколько потрясающих проектов, 10 миллионов проданных консолей – Nintendo Switch опередила все, даже самые позитивные ожидания и смогла неплохо устроиться в России, где обычно продукцию «большой Н» не очень-то и жаловали.
Великолепно показала себя и Playstation 4 – обладатели консоли от Sony получили в этом году несколько замечательных эксклюзивов, которые с лёгкостью можно вписать в ряды живой классики, и новую оригинальную линейку Playlink и VR-игр, а счастливыми владельцами Playstation 4 только за последние пять месяцев стало более 7 миллионов человек. Всего же по миру продано более 70 миллионов консолей – и эта цифра лишь растёт с каждым днём.
Неплохо жилось в 2017 году и обладателям PC – помимо целой горы мультиплатформы, которая демонстрирует гораздо больший уровень детализации и картинки, чем консольные образцы, и целой тонны инди-игр разной степени интересности, на ПК вышли одна из самых лучших классических партийных RPG за всю историю жанра, Divinity: Original Sin 2, потрясающий сиквел Total War: Warhammer и стартовала самая хайповая и продаваемая игра этого года, PlayerUnknow's Battlegrounds.
Выбрать самых лучших среди всего этого многообразия было невероятно сложно – первоначальные планы на дюжину лучших игр пришлось видоизменить в пользу более красивого числа «17», но даже в таком формате за кадром осталась целая гора проектов, которые требуют особого упоминания. Так в топе не нашлось местечка для замечательной action/jRPG Ys VIII: Lacrimosa of DANA, психологическому приключению Hellblade: Senua’s Sacrifice, отличной метроидвании в духе Dark Souls под названием Hollow Knight, изумительной приключенческой Night in the Woods, зрелищному файтингу Injustice 2, спин-оффу к Uncharted 4, зовущемуся Lost Legacy, сиквелу Destiny и приквелу к гангстерской саге Yakuza.
По той же причине, скрепя сердце, пришлось отказаться от включения в топ переизданий, ремейков и ремастеров. Но невозможно хотя бы не перечислить главные из них: превосходный ремейк классической трилогии платформеров Crash Bandicoot N.Sane Trilogy, переиздание Mario Kart 8 в Deluxe-версии для Nintendo Switch, ремастер международной версии одной из самых недооценённых публикой в своё время японских ролевых игр, Final Fantasy XII: The Zodiac Age и ремейк самой первой части Yakuza Kiwami, которая наконец мигрировала из Японии на западные и отечественные рынки.
Так что список, который вы видите ниже – это результат внутренних компромиссов и тщательно подобранный дайджест всего того, во что мы играли в этом году.
17 место – What Remains of Edith Finch
Жанр: Интерактивное приключение
Платформы: PC, PS4
Интерактивные приключения, которые многие презрительно называют «симуляторами ходьбы», действительно очень сложно назвать играми в привычном понимании этого слова. Обычно и художественный, и повествовательный потенциал таких проектов весьма небогат и лишь от степени проработки окружения и его смыслового наполнения зависит, насколько такой «игровой» опыт может погрузить в себя пользователя.
What Remains of Edith Finch выводит идеи, заложенные в таких проектах как Gone Home и Dear Esther, на совершенно новый уровень, предлагая в каждой истории последних минут жизни кого-то из многочисленных членов семьи Финч что-то своё в повествовании и подаче. Где-то нас заставляют рассматривать старые фотографии, где-то предлагают ощутить медленное сумасшествие от монотонной дурацкой работы на конвейере, а где-то вообще отправляют на страницы комикса в духе ужастиков 80ых. Каждая история выделяется своим исполнением, метафоричностью, ярким финалом, но при этом все эти сцены сливаются в единое полотно о судьбе одной несчастной семьи. Или счастливой – каждый решит для себя сам.
При этом, несмотря на объединяющую тематику смерти, What Remains of Edith Finch наполнена очень светлой грустью, в которой нас не давят излишним пафосом и драматизмом, а лишь показывают быстротечность наших жизней, которые могут внезапно нелепо оборваться – и в таком случае всё, что остаётся для оставшихся в живых это смирение и тёплые воспоминания об ушедших. Так что своим эмоциональным содержимым игра определённо заслужила место в списке лучших игр 2017 года и жаль, что многие про неё до сих пор не знают, поскольку дата её релиза совпала с гораздо более распиаренным Outlast 2.
16 место – Wolfenstein II: The New Colossus
Жанр: шутер от первого лица
Платформы: PC, PS4, Xbox One, Switch (2018 год)
Пока мир трясёт от скандалов, связанных с лутбоксами, а чуть ли не каждый аналитик сладостно прочит одиночным играм скорую смерть, Bethesda плывёт против течения и выпускает очередной синглплеерный проект, в котором нет ни мультиплеера, ни покупных сундучков, ни растянутого на 50 часов прохождения.
Wolfenstein 2: The New Colossus – это максимально неполиткорректная попытка совместить в одной десятичасовой игре расизм, семейное насилие, дискриминацию, альтернативную историю, чёрную комедию и военную драму, поданную в виде ураганного шутера, в котором можно стрелять с двух рук в огромных собако-роботов, дышащих пламенем.
Удалось Wolfenstein 2 далеко не всё – излишняя рефлексия Би Джея Блажковича в первой половине игры неприятно изматывает, а повисший финал слишком уж бесстыдно намекает на третью часть (которой с такими скромными продажами может и не быть), но на фоне той стагнации, что переживает жанр это едва ли не лучшее, что случалось с однопользовательскими шутерами за последние пару-тройку лет.
15 место – Sonic Mania
Жанр: Классический 2D платформер
Платформы: PS4, Xbox One, PC, Nintendo Switch
Сколько SEGA не пытается впихнуть синего ежа в 3D – всё получается какая-то невразумительная чепуха (см. последний Sonic Forces). Зато отданные в руки преданного фаната сериала, Кристиана Уайтхэда, Соник вновь заиграл своими яркими красками, что в очередной раз доказывает то, что всё новое является хорошо забытым старым.
Удивительно, но Sonic Mania, воссоздавая эстетику и игровой опыт первых частей сериала родом с Sega Mega Drive, вышел очень ярким, ненавязчивым и комфортным продуктом, который не кажется пришельцем из каменного века и безукоризненно заходит в нынешние тренды всеобщего увлечения ретро и хардкором.
14 место – Resident Evil 7: Biohazard
Жанр: Survival/Horror
Платформы: PS4, PS VR, PC, Xbox One
Resident Evil 7 вышел в самом начале года, и вызвал неоднозначную реакцию у фанатского сообщества. Многие из тех, кто ждал очередную часть «Обители Зла», остались разочарованными, что не могло не сказаться на скромных по меркам сериала продажах. Фанаты Resident Evil ругали седьмую часть за заимствования из других игр жанра, переход к виду от первого лица, небольшую продолжительность, вольное обращению к канонам и многое, многое другое.
Разочарованные RE7 нашлись и в нашей редакции, но нельзя не подметить и достижения Resident Evil 7 и назвать её среди прочих одной из лучших игр уходящего года и лучшим, что случалось с RE со времён RE4. Во многом у Capcom получилось сделать очень тонкий духовный ремейк самой первой части сериала, но с поправкой на современные технологии и все достижения жанра, которые старательно были извлечены у самых ярких коллег по цеху, включая P.T. и Outlast. Нельзя и пройти мимо того факта, что Resident Evil 7 сделал немалый вклад в продвижение PS VR – он и до сего момента остаётся, пожалуй, единственной ААА-игрой, созданной с большим упором на технологию виртуальной реальности от Sony. Так что без Resident Evil 7 эти итоги однозначно были бы неполными и неправильными.
13 место – Prey
Жанр: Immersive Sim
Платформы: PC, PS4, Xbox One
Ситуация с Prey очень показательно демонстрирует печальное состояние игрового комьюнити, которое совершенно разучилось думать – умную, сложную, комплексную игру, наследника великого Deus Ex и System Shock 2, многие попросту не смогли оценить. Стримеры, которые терялись в огромных запутанных помещениях космической базы и зависали при чтении аршинных внутриигровых текстов, своими кислыми рожами отпугнули рядовых игроков, а далёкие от изучения профильной прессы пользователи не спешили покупать игру с отсутствием цифр и подзаголовков в названии. Сыграла свою роль и общая техническость сырость игры на старте и проблемы консольного релиза, где многие жаловались на то, что управлять игрой с геймпада было практически нереально. В результате продажи Prey вышли удручающими – если на ПК после нескольких скидочных акций у игры появилось полмиллиона обладателей, то на PS4 и Xbox One ситуация обстоит, видимо, ещё хуже.
На деле же Prey с лёгкостью может стать персональной игрой года, если вы сможете перейти высокий порог вхождения и пережить кое-какие недостатки вроде бектрекинга и не очень увлекательной стрельбы. Это классический immersive sim в лучших традициях этого знатного жанра, в котором тебя не запирают в четырёх стенах, а дают в руки целый арсенал средств и гору возможностей, которыми ты можешь распоряжаться, как хочешь, проходя игру именно так, как заблагорассудится. Нового BioShock из Prey, конечно, не вышло, но упускать её по каким-то надуманным причинам точно не стоит.
12 место – XCOM 2: War of the Chosen
Жанр: Пошаговая тактическая стратегия
Платформы: PC, PS4
Прошлогодний XCOM 2 сам по себе был достопримечательным сиквелом и одной из лучших игр 2016 года, в которой объединялась тактическая глубина, великолепный дизайн и бесконечная реиграбельность. По всем законам жанра War of the Chosen на правах дополнения не стоило бы включать в итоги года, но то, что сотворили в нём Firaxis, тянет по современным меркам на полноценную третью часть. Впрочем, в некотором роде XCOM 2: War of the Chosen и является, по словам самих разработчиков, эдаким XCOM 3 – им просто было лень использовать несметные наработки и писать новый сценарий для триквела, посему они ограничились огромным аддоном, который ощущается как полноценная игра на базе старой.
Firaxis умудрились не просто добавить в игру свежий контент вроде новых врагов, оружия и типов миссий, но и заново пересобрать множество игровых механик, добавив в них стратегическую и тактическую глубину, которая уже вплотную приближается к звёздному X-Com: UFO Defense 1994 года. Игра углубилась, расширилась и улучшилась практически по всем направлениям и даже тем, кто затёр оригинал до дыр, играть в XCOM 2: War of the Chosen будет крайне интересно. Это одновременно и прекрасный способ пройти любимую игру ещё пару (десятков) раз, и оптимальная возможность познакомиться с одной из наилучших игр 2016 года в максимально полном её издании.
11 место – Cuphead
Жанр: Хардкорный экшен-платформер
Платформы: PC, Xbox One
За очаровательной и выверенной до последнего пикселя стилистикой американских ретро-мультфильмов 30ых годов, которую дополняет лёгкий джазовый саундтрек, Cuphead скрывает тёмную душу невероятно сложного экшен-платформера, который бросает вызов всем вашим рефлексам и раскаляет стулья даже под самыми смирными игроками.
Именно контраст зубодробительной сложности и приторно-очаровательного внешнего вида заставляет рубиться в Cuphead до посинения. Смерти будут преследовать тебя, джазовый оркестр дуть в уши, а ты - часами пытаться осилить очередного хитрого босса, который ещё посмеет наглость вести себя не так, как при твоей прошлой попытке.
Безусловно, это игра не для всех – кроме милой стилистики и двух десятков непохожих друг на друга боссов здесь в ассортименте присутствует лишь боль, страдания, туннельный синдром запястья и посиневший большой палец, но для многих именно Cuphead станет тем приятным испытанием, которое захочется преодолеть. В нашем мире всеобщей победы казуальности над хардкором этого многим сильно не хватает.
10 место – Assassin’s Creed: Истоки
Жанр: Action/RPG
Платформы: PC, PS4, Xbox One
Лишний год, взятый сериалом на самоопределение, пошёл новому Assassin’s Creed явно на пользу. Реализовать все задумки идеально у Ubisoft не получилось – к Assassin’s Creed: Origins можно смело предъявлять претензии по поводу неоднозначной боевой системы, неряшливости анимаций, многочисленным багам (надо правда подчеркнуть, что их количество ничтожно по сравнению с тем, что творилось в Assassin’s Creed: Unity), скомканному сценарию и многочисленным творческим заимствованиям, которые видны невооружённым взглядом.
Но надо отдать Ubisoft Montreal должное – подсмотрев многое у «Ведьмака 3» и собрав все лучшие (и не очень) элементы open world игр от Ubisoft, включая Ghost Recon: Wildlands и Far Cry 4, они смогли объединить это в увлекательную игру, в которой присутствует элемент приключений, дух исследования, интересные задания, а главное – роскошный сеттинг.
Пускай здешний Древний Египет является лишь декорациями и с трудом тянет на полноценный живой мир – то, с какой тщательностью, любовью, вниманием к деталям он нарисован, достойно лишь восторженных аплодисментов. «Assassin’s Creed: Истоки» не получился лучшей игрой в серии, но после достаточно вялых Unity и Syndicate его хочется рекомендовать всем скептикам и разочаровывавшимся в AC.
9 место – Playerunknown’s Battlegrounds
Жанр: Battle Royale
Платформы: PC, Xbox One
Формально PUBG ещё не вышел в официальный релиз, но даже сейчас будучи игрой в Раннем доступе успел навести шороху на всю индустрию и породить настоящий бум Battle Royale. Удивительно то, как игра, созданная из готовых ассетов Unreal Engine 4 и умудряющаяся тормозить на практически любых конфигурациях ПК, смогла прийти к непостижимой популярности и разойтись тиражом в количестве 25 миллионов копий.
Playerunknowns’s Battlegrounds не был первопроходцем жанра, но он умудрился идеально коммерциализировать то, за что люди любят «королевскую битву», а именно уникальные ситуации. В мире вялых песочниц, заставляющих развлекаться самостоятельно, и скриптованных аттракционов, где тебя ведут за ручку, игра, в которой каждые пять минут потенциально может произойти что-то необычное, новое и интересное чрезвычайно актуальна.
Другое достижение PUBG заключается в том, что он умудряется объединять абсолютно все категории игроков – от завзятых казуалов, которые с трудом понимают, как стреляет автоматическое оружие до хардкорщиков, которые с ловкостью финского снайпера могут подстрелить бегущего по полю противника метким выстрелом в голову. Он доступный, понятный, ненавязчивый, соревновательный и оставляет огромный простор для экспериментов, тактик и личного роста. Для лучшей игры год этого, правда, маловато, да и проблем, в основном технических, у игры хватает, но не отметить достижения PUBG в этом году просто нельзя.
8 место – Nioh
Жанр: Action/RPG
Платформы: PS4, PC
Наш обзор | Обзор полного издания [PC]
О Nioh на страницах нашего портала писалось так много, что повторять в третий раз или четвёртый раз то, что новый проект авторов Ninja Gaiden вовсе не очередной клон Dark Souls, а крайне самобытный, самостоятельный и крайне увлекательный проект даже как-то неудобно, но, как говорится, формат обязывает.
Nioh – это самурайский экшен, который удивительным образом умудряется сочетать исторический сеттинг Японии периода Сэнгоку и богатый фольклор Страны Восходящего Солнца – тут абсолютно органично сосуществуют исторические личности вроде Хаттори Хандзо и мифологические чудища вроде они, нуэ, нурикабэ и прочих ёкаев. При всех очевидных заимствованиях из проектов From Software и многих схожих чертах, Nioh по механике совершенно иная игра, которая предлагает гораздо более гибкую и динамичную боевую систему, навыки ниндзя и многоступенчатую магию, дьяблоподобную систему лута, детально воссозданную экипировку самураев той эпохи и множество действительно трудных и запоминающихся поединков.
К Nioh можно предъявлять претензии по поводу посредственного дизайна локаций, бесчестных боссов, прыгающей сложности, далеко не самой притягательной картинки (особенно в версии для оригинальной PS4), но отказать в обаянии этому жестокому, брутальному и хардкорному экшен/RPG в духе Dark Souls точно нельзя.
7 место – NieR: Automata
Жанр: Action/jRPG
Платформы: PS4, PC
NieR: Automata, пожалуй, самый нетипичный гость этого списка – и это не удивительно, учитывая тот факт, что сама игра является продолжением одного из самых спорных и неоднозначных эксклюзивов Playstation 3, приключенческого Action\RPG 2010 года NieR, который был прохладно принят большинством критиков, но нашёл место в сердцах многих игроков.
В неоднозначностях, неопределённостях и непонятностях содержится вся суть Nier: Automata, и разъяснить это, не прибегая к пространным рассуждениям, очень трудно. Это вроде бы слешер, но действует он скорее по правилам jRPG. Это вроде бы открытый мир, но сшит он из кусочков сумасшедших линейных локаций, совершенно разных по размеру, качеству исполнения и содержанию. Сейчас вроде, кажется, что ты начал что-то понимать в местном сюжете… ан нет, опять на экране происходит что-то совершенно непонятное и невообразимое, пройди игру ещё два раза, чтобы, наконец, отдуплиться от местного наркоманского сценария и посмотреть на историю с другой стороны.
Несмотря на то, что NieR: Automata делали люди из PlatinumGames, которые подарили ей бодрый экшен, боевую хореографию и внятную прокачку, NieR: Automata игра в первую очередь от Йоко Таро, известного своим эксцентричным взглядом на геймдизайн и сюжет. Как крайне специфический и неоднозначный продукт, NieR: Automata у одного и того же человека может вызывать в один момент недоумение, скуку или даже ненависть, а спустя какие-то пару минут – экзальтированный непередаваемый восторг. Кто-то сразу воспримет игру в штыки, про такое говорят «органически не перевариваю» - и это легко понять и принять. Кто-то другой побежит писать нам в комментарии о том, что Йоко Таро гений, мы ничего не смыслим в хороших играх, а NieR: Automata является лучшей игрой последней пятилетки – и его точку зрения нельзя будет оспорить. На фоне взмыленных напыщенных блокбастеров игра от PlatinumGames и Таро действительно выглядит особенной, другой и это одновременно и комплимент, и ругательство. Ей сложно не восхищаться, но полюбить дано далеко не каждому.
6 место – Super Mario Odyssey
Жанр: 3D-платформер
Платформы: Nintendo Switch
Если бы существовала какая-то сферическая палата мер и весов игр в вакууме, то Super Mario Odyssey наряду с дилогией Super Mario Galaxy и Super Mario 64 стоял бы под крышечкой «Образец эталонного 3D-платформера». Возможно, не первым номером. И даже не вторым. Но всё равно из всех игр нашего списка он максимально приближен к недостижимому идеалу.
Это игра, по которой можно писать учебники, это тот проект, который не стремиться переизобрести жанр, прыгнуть выше своей головы или заставить всех в себя играть, а просто доводит все известные составляющие качественного платформера до выверенного абсолюта. Это феноменальный по количеству и качеству вложенного труда проект, в котором можно запросто раствориться на добрые три десятка часов – настолько хороши, разнообразны и продуманны локации, многочисленны и приятны для освоения способности Марио и увлекателен платформинг, который постоянно принимает всё новые и новые формы. Здесь попросту не к чему придраться – все уровни сделаны с маниакальной тщательностью, камера ведёт себя послушно, герой ощущается превосходно, а магическая кепочка кажется самой изящной и ловкой геймдизайнерской идеей в жанре. В SMO могут играть и взрослые, и маленькие дети и получать от неё огромный заряд позитивных эмоций, которые не способна подарить ни одна игра в мире, кроме Super Mario.
Единственная проблема Super Mario Odyssey, которая не позволяет присудить ей высший балл и назвать лучшей игрой года – проблема банальной мотивации. Игра легко и непринуждённо оказывается освоенной часов за 10-12 и никто, кроме тебя самого, тебя не заставит вернуться в уже пройденные уровни, чтобы прошерстить их на предмет «секреток» и пропущенных предметов. Лично нам известны случаи, когда люди безо всяких гайдов лично собирали 500+ лун и с упоением занимались исследованием всех закоулков каждой из локаций, но далеко не каждый игрок настолько самомотивирован. А ещё Super Mario Odyssey получился предсказуемо хорошим – именно поэтому мы кощунственным образом его поместили в списке ниже следующей игры для Nintendo Switch, к которой формально можно предъявить гораздо больше претензий.
5 место – Mario + Rabbids: Битва за Королевство
Жанр: Пошаговая тактическая стратегия
Платформы: Nintendo Switch
Кроссоверы – редкость в наши дни, а уж такие как «Mario + Rabbids: Битва за Королевство» вообще можно назвать уникальной историей. Ubisoft и Nintendo объединили свои усилия, чтобы создать на выходе редкий сплав красочного приключенческого платформера и пошаговой тактики, в котором плечом к плечу сражаются сумасшедшие кролики и жители Грибного королевства.
Помимо того, что это соседство порождает бесконечное количество уморительных гэгов и умилительных вздохов как поклонников Кролегов, так и фанатов Марио, Mario + Rabbids: Kingdom Battle неожиданно ещё и крайне увлекательная игра – исследовать мир, открывать тайные проходы весьма интересно, но ещё интереснее здесь воевать с врагами в тактическом режиме. Mario + Rabbids: Kingdom Battle на этом поле умудрился в чём-то обыграть даже XCOM 2, из которого он черпал вдохновение. Сражения получились одновременно понятными и доступными, но в тоже время они требуют сообразительности и бросают вызов.
Приправлено это всё тем, что принято называть «магией Nintendo» - уровни игры яркие и стильные и непохожие друг на друга, персонажи – броские и харизматичные, а музыка – очаровательна. Самый неожиданный успех 2017 года и достойное пятое место в списке.
4 место – Horizon: Zero Dawn
Жанр: Action/RPG
Платформы: PS4
Голландская студия Guerilla Games наконец отставила в сторону навязанный Sony сериал Killzone дабы подарить обладателям PS4 самую красивую игру года – с огромным открытым миром, потрясающей детализацией, свежим сеттингом и очаровательной главной героиней.
Horizon: Zero Dawn не вносит в понятие open world каких-то новых переменных – здесь нет ничего, что мы бы не видели в Far Cry 4 или Dragon Age: Inquisition. Но все игровые элементы так гладко отполированы и подогнаны друг к другу, что можно только удивляться как вчерашние авторы сухого безвкусного Killzone: Shadow Fall умудрились создать настолько цельный, увлекательный и оригинальный проект. Horizon: Zero Dawn радует и сценарием, и картинкой, и RPG-механиками, и, конечно же, потрясающими боями с роботическими животными.
Охота на местную робо-живность, наряду с лучшей в этом поколении графикой, - главное достижение Horizon: Zero Dawn. Схватки с противниками получились максимально ожесточёнными, адреналиновыми, требующими чёткого планирования, реакции, выдумки и верного подбора оружия и навыков, особенно если дело касается сложности выше «Нормальной». Но и вне сражений у нового творения Guerilla Games есть другая мощная сила – он безостановочно мотивирует игрока на исследование и не даёт ему скучать, чем грешит, например последний Assassin’s Creed: Origins. До вершины Horizon не хватило буквально чуть-чуть – большей интерактивности, большего числа интересных квестов, более живого мира и разнообразия игровых ситуаций.
3 место – Persona 5
Жанр: jRPG
Платформы: PS4, PS3
В отличие от Square Enix, которые любят экспериментировать со своими Final Fantasy, Atlus строго сохраняет и преумножает наследие сериалов Shin Megami Tensei и Persona, осторожно вымарывая неудобные моменты.
В этом смысле Persona 5 является на текущий момент вершиной SMT/Persona и эталонной jRPG, в которой её гаргантюанские размеры воспринимаются абсолютно нормально. Она объединяет в себе увлекательный остросоциальный сюжет, креативные пошаговые бои, социальное взаимодействие и жизнь обыкновенного японского школьника, приправленные стильной графикой и бесподобным саундтреком, который умудряется не замучать уши за бесконечные десятки и сотни игровых часов.
Как в плане глубины, так и в плане удобства у Persona 5 в жанре попросту нет равных – каждый день, проведённый в зачистке подземелий, простой школьной жизни или общении с местными персонажами доставит чего-нибудь нового и интересного, а игра до самого финала будет преподносить сюрпризы – то дизайнерские, то геймплейные, то сценарные.
Подобный подход дался разработчикам нелегко – на создание Persona 5 ушло почти шесть лет и видно, что все эти годы Atlus именно работали над игрой, а не ковыряли в носу, перекладывая бумажки в офисе. Для преданных отаку – однозначно лучшая игра года.
2 место – Divinity: Original Sin 2
Жанр: cRPG
Платформы: PC
Если Persona 5 - это лучшее, что случилось с jRPG за последние годы, то Divinity: Original Sin 2 – это безусловно, самое прекрасное, что подарили миру компьютерные RPG чуть ли не со времён Baldur’s Gate 2.
Первая Original Sin (с поправкой на гору патчей) уже была изумительной ролевой игрой, но вторая практически во всём смогла её обойти. Это игра беспрецедентной свободы действий, в которой у каждой ситуации есть десяток неочевидных решений и последствий. Это игра с изумительно живым миром, который активно реагирует на ваши шаги и может припомнить случайно брошенную фразу спустя пару десятков часов геймплея. Это игра с увлекательными тактическими боями, которые безо всяких «пожалуй» и «одни из» можно назвать самыми-самыми во всём жанре – такой глубины, многообразия, гибкости и креативности нет вообще нигде.
Наконец, это игра с живыми героями, юмором, прекрасной историей, отличной картинкой и бесконечной реиграбельностью, в которую ещё и можно играть в кооперативе. Как такое можно пропускать?
Greatest Game of the Year – The Legend of Zelda: Breath of the Wild
Жанр: RPG
Платформы: WiiU, Nintendo Switch
Не каждый год выходят игры, которые не просто становятся лучшими среди прочих, но ещё и мощным пинком отправляют индустриальные стандарты на новое, дальнее поле – и последняя часть Legend of Zelda относится именно к такой категории.
Какую-то интригу по поводу первого места при подобных раскладах сохранить невозможно – The Legend of Zelda: Breath of the Wild по всем фронтам выходит за рамки того, что обычно предлагают её конкуренты. Breath of the Wild будут вспоминать и через год, и через пять, не только потому что это отличное продолжение одного из самых известных игровых сериалов, а потому что это игра, которая перевернула многие устои в жанре.
Например, это первая игра с настолько открытым миром, что можно чуть ли сразу быстро добежать до виднеющегося где-то вдалеке замка и там огрести по полной от финального босса. Здесь нигде нет невидимых стен, неприступных гор и недоступных уголков, никто не нагружает тебя дурацкими квестами или нелепыми поручениями без твоего желания. Ты живёшь сам своей жизнью в огромном, приятном, дышащем мире, где ношение металлической брони в грозу чревато получением электрического заряда, а дождь делает скалолазанье практически нереальным, где за каждым оврагом тебя ждёт святилище с загадками или спрятанный сундук, где врагов можно победить не только затыкав оружием, но ещё и смекалкой. О Legend of Zelda: Breath of the Wild можно писать взахлёб часами – никакая игра в этом году не провоцировала на генерацию такого количества эпитетов.
При всём нерезиновом потенциале Nintendo Switch и слабых ещё в момент выхода мощностях WiiU вроде бы простенькая внешне Legend of Zelda: Breath of the Wild через работу художников, аниматоров и какие-то детали мира умудряется по-настоящему погружать в себя так, как не способен даже ультра-технологичный Horizon: Zero Dawn. Достаточно посмотреть, как здесь день меняется на ночь, как угрюмо и степенно кружатся облака вокруг горных вершин, как собирается тропический дождь, чтобы влюбиться в неё окончательно и бесповоротно. Величайшая. Лучшая. Наш выбор.
***
Это далеко не последний материал в этом году – впереди вас ждут ещё несколько обзоров, парочка особых материалов и много-много других сюрпризов, так что оставайтесь с нами на связи – и будем надеяться, что грядущий 2018 год подарит нам не меньшее количество замечательных игр!