Prey умудрился обвести всех вокруг пальца дважды. Первый раз тем, что назвался Prey – никаких следов ни оригинального шутера 2006 года, ни отменённого сиквела про охотника за головами из киберпанкового будущего в новом проекте Arkane Studios найти так и не удалось. Второй раз Prey умудрился обмануть своей рекламной кампанией – до последнего момента игра явственно прикидывалась научно-фантастическим шутером, который лишь моментами напоминал Dishonored (что понятно) и BioShock.
На деле же нам дали духовного наследника System Shock 2 и Deus Ex, отличный immersive sim и просто один из самых любопытных релизов текущего года, который придётся по вкусу поклонникам сих сложных жанровых коктейлей, но может вызвать лёгкое непонимание у обыкновенной публики.
Через тернии к мимикам
Наш главный герой (или героиня) – учёный и исследователь по имени Морган Ю является рядовым работником большой корпорации «ТранСтар». В свой первый рабочий день он отправляется к своему брату Алексу, который служит главой компании, дабы совершить несколько банальных тестов, необходимых для допуска на борт космической станции «Талос-1», находящейся на орбите Луны. Как завещано первым правилом подобных произведений, всё летит к чёрту буквально в считанные минуты, а сам протагонист обнаруживает себя на той самой орбитальной станции практически наедине с толпой инопланетных монстров – тифонов.
Первое, с чем столкнётся неподготовленный игрок – неторопливая и необычная подача сюжета. В Prey почти нет постановочных кат-сцен и ярких диалогов – почти весь сценарий подаётся крупицами через радиотрансляции, записки, электронную переписку персонала станции и окружение. Сделав большой и жирный твист буквально почти в самом начале, игра надолго оставляет тебя наедине с полной опасностей станцией, где произошло непоправимое. Подчас знание фрагментов информации путает больше, чем полная неизвестность и вокруг этого крутится вся история. Главная интрига, возможно, не столь искусна, как хотелось бы, но вот сам мир и его детальность и правдоподобность вызывает неподдельное уважение к авторам. Прямо как в Dishonored 2, в окружающем пространстве заложено в десятки раз больше деталей и внутренней мифологии, чем в основной линейный сюжет.
Детка, это космос!
Лучшим способом описать геймплей Prey будет отсылка к System Shock 2 или его более медийному и раскрученному младшему брату, BioShock. Впрочем, опытный глаз найдёт здесь элементы и механики, отсылающие и к Dishonored, и к Deus Ex, и к Thief.
Взять, к примеру, прокачку. Нейромодификации, которые можно крафтить самому или находить в укромных уголках станции, позволяют Моргану развивать свои умения в любой доступной ему специализации – можно стать настоящим солдатом, полагающимся на улучшенное вооружение или хитрым хакером и учёным, который может создавать улучшенное снаряжение и взламывать турели. А можно вообще научиться поднимать огромные тяжеленные ящики и прямо как в Deus Ex просто обходить многие неудобные места по воздуховодам и шлюзам.
Позднее к обычным навыкам можно присовокупить способности чужих – от превращения в банановую кожуру или коробку (чем будут пугать вас похожие на хэдкрабов мимики всю первую половину игры) до пуляния электричеством.
Множество возможностей открывает и арсенал главного героя. Да, он вполне скромен, можно даже сказать, банален и открывается буквально за первые четыре часа игры. Но, чёрт возьми, всё искупает ГИПС-пушка, которая вручается первой и служит верой и правдой до самого конца. При помощи быстро засыхающей монтажной пены можно не только заковывать врагов в панцирь, дабы нанести дополнительный урон, но и тушить пожары и строить лестницы.
Каждому предмету окружения, каждому умению и каждому патрону найдутся десятки применений и комбинаций – Prey даёт в руки игроки сотни инструментов и не толкает к использованию какого-то одного ультимативного. Он заставляет вас соображать на ходу, строить свои действия последовательно и экспериментировать - что в принципе редко для современных игр.
Живи, или умри достойно
Особенно подталкивает к экспериментам и выдумке максимально агрессивное окружение. В этом плане Prey напоминает местами старые survival\horror по типу Resident Evil или Silent Hill – за каждым углом кроется коварный враг, герой, особенно поначалу, слаб и немощен, арсенал – скуден, особых умений – кот наплакал, а продвигаться вперёд как-то надо.
Где-то поможет грубая сила, где-то – тихое проникновение, но лучшим напарником Моргана Ю и игрока будет смекалка. А ещё утилизационная граната, которая разбирает окружение на материалы, и фабрикатор, который позволяет печатать по чертежам необходимые предметы – от патронов до аптечек.
Чаще всего этот сложный и глубокий механизм работает безотказно, принося удовольствие от всего – очередного открытого отсека, прочитанной записки, побеждённого буквально на последнем издыхании босса и так далее, но, увы, иногда Prey раздражает чуть больше желаемого. Бектрекингом, отсутствием ресурсов, постоянным возрождением врагов, неадекватным вознаграждением за побочные квесты. Чрезмерной сложностью, наконец – даже на Normal игра не стесняется засылать вам за шиворот целые отряды перекачанных монстров, требующих тонны ресурсов на изничтожение. Наконец, с технической стороной вопроса вышло тоже не всё гладко – на любой платформе игроки страдают от лагов, багов движка, поломанных квестов и скриптов, которые пока ещё не исправлены до конца.
Зато к художественной стороне вопроса нет вообще никаких претензий – «Талос – 1» проработан до мельчайших деталей и ощущается как настоящая огромная орбитальная станция, а саундтрек Мика Гордона (автора потрясающего джента и индастриала к прошлогоднему DOOM) наверняка поселится в вашем плейлисте на ближайшие пару месяцев.
***
Prey – это сложносочинённое попурри жанра immersive sim, которое заимствуя чужие идеи, всё же смогло продемонстрировать и своё собственное лицо. Понравится оно однозначно не всем, но тем, кто сможет перешагнуть высокий порог вхождения и простить недружелюбную встречу, откроется умная, креативная и погружающая в себя игра, которая затянет в свои объятья на несколько вечеров.