Название игры: Смута
Российское название: Смута
Жанр: RPG, Action/RPG, Квест/Adventure
Дата выхода: 4 апреля 2024 года
Разработчик: Cyberia Nova
Издатель: Cyberia Nova
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
От громкого провала не всем удаётся оправиться. Зачастую разработчики могут принять своё поражение и сдаться, студия закрыться и мечта о крупной отечественной RPG так и не сбудется… Возможно, это и касается кого-то, но только не «Сайбериа Нова».
Обновлённая версия игры «Смута» стала ярким примером того, как небольшая (по западным меркам, конечно), но целеустремленная команда способна перевернуть восприятие проекта и вернуть интерес со стороны игроков. На релизе критики и геймеры отмечали немало разнообразных проблем — от банальных багов до неестественных диалогов, излишне медленного геймплея и бедного на события мира.
Игра могла так и остаться на указанном уровне, но случилось непредсказуемое. Разработчики не стали отмалчиваться, а усердно работали в течение нескольких месяцев, исправляя свои ошибки. За это время было выпущено 13 патчей и 4 хотфикса, при этом авторы поддерживают строгий график обновлений — раз в две недели. И несмотря на то, что ещё многое предстоит сделать, ими уже была проделана масштабная работа, чтобы превратить игру из сырого старта в зрелый продукт. Но, обо всём по порядку...
Первый пролог: Знакомство не задалось
На релизе игроки были разочарованы в отечественном «ответе Ведьмаку» по ряду причин. Медленный и слишком плавный бой мешал полностью погружаться в атмосферу, а баги часто прерывали прохождение и вырывали из игрового процесса. Многие NPC были статичными, не реагировали на действия героя, а графика, хоть и красочная, требовала значительной мощности железа и нередко тормозила
Негативные отзывы касались и озвучки — актёры из театральной школы показались неподходящими для кинематографической подачи игры. Наконец, отсутствие активностей в открытом мире стало гвоздём программы (или скорее гвоздём в крышку гроба).
Новый пролог и улучшения
В версии 2.0 «Смута» изменилась до неузнаваемости, а пролог, ставший более динамичным, с первых минут погружает в историческую атмосферу Смутного времени. Обновлённая боевая система отражает реалии сабельных схваток: сражения теперь проходят быстрее и стали более агрессивными, избавившись от ненужной «плавности». И это отмечают даже те, кто был скептически настроен на старте. Отныне каждый бой требует подготовки, создавая подлинное ощущение опасности.
Авторы добавили и ряд новых активностей: фоновые NPC взаимодействуют между собой и реагируют на действия игрока, а сам герой может отвлечься от миссии, например, погладить котика или подслушать разговоры местных жителей, полные драматических и юмористических деталей. Сложная система скрытности и засады также были полностью переработаны, позволив игроку более гибко подходить к прохождению миссий.
Оптимизация и графика
Благодаря проведённой работе над оптимизацией, «Смута» грузится и работает заметно шустрее даже не на самых мощных компьютерах — в некоторых случаях прирост кадров достигает 80%. Это учитывая тот факт, что игра сделана на новомодном Unreal Engine 5, отличающимся требовательностью к железу.
Наслаждаться видами в большинстве случаев отныне можно без ущерба производительности, однако фреймрейт всё же может иногда проседать. В таком случае рекомендуется снизить дистанцию прорисовки, качество теней и затенение до «среднего уровня». Картинка особенно не пострадает, но частота кадров возрастёт.
Звучит по-новому
В первоначальной версии «Смуты» игроки нередко критиковали озвучку и, ожидая «кинематографического» исполнения, но театральный подход оказался для такого проекта неподходящим. Студия учла этот момент, нашла специалистов и провела переозвучивание с привлечением профессиональных актёров, привычных к видеоигровым проектам. Благодаря этому диалоги стали более живыми и эмоциональными.
Тексты были переписаны и упрощены для современного уха, и при этом, не потеряли своей колоритной стилистики. Приятный бонус: предыдущие клинеры были уволены и поэтому субтитры теперь без опечаток.
Музыка
Все помнят знаменитое «Эй нэ нэ нэй!» из третьего Ведьмака. Так вот, в музыке «Смута» также есть народные древнерусские мотивы, которые придутся по душе отечественному игроку. Музыка не просто атмосферная, она дарит эмоцию в зависимости от происходящего: эпичный драйв во время боя или меланхоличное умиротворение во время прогулки. Сами не заметите как будете напевать мелодию после выхода из игры.
Баги? Какие баги?
Приятно радует, когда игра не вылетает, правда же? Вот и над «Смутой» в этом плане поработали и теперь не придётся начинать миссию сначала из-за сего раздражающего недоразумения. Квесты, кстати, перестали сопротивляться своему выполнению, метки теперь никуда не исчезают. А ещё не получится схалтурить во время боя, потому что враги перестали застревать в текстурах. Прям красота, с этого и стоило начинать.
Очень красиво!
Мир игры очень красивый, как говорила Алина Рин. И ведь не поспоришь... Родные берёзки, холмы и леса приятно ласкают взор. Всё вроде такое знакомое, но местный колорит выкручен на максимальные настройки. Улочки деревень прямо таки располагают к тому, чтобы пуститься на них в пляс вместе с музыкантами. Особенно хороши текстуры, которые с исправлением багов перестали себя вести как попало.
В сухом остатке...
Впечатляет, что не очень большая по меркам зарубежных компаний студия взяла на себя жёсткий темп обновлений, сравнимый с работой крупных мировых студий. Проект прошёл долгий и тернистый путь от релиза до версии 2.0 и, по сути, переродился, показав, что разработчики не только слышат игроков, но и готовы к постоянной работе над улучшениями.
Случай со «Смутой» достаточно редкий как среди отечественных игр, так и для иностранных проектов: разработчики внимательно прислушались к отзывам людей, провели разбор полётов и работу над ошибками. Это похвально и демонстрирует, что «Сайбериа Нова» весьма трепетно относится к своему детищу и ко мнению игроков о нём.
В моём понимании, как-то так и должен выглядеть симбиоз чаяний аудитории и их реализации разработчиками. Неплохой пример для других студий как не похоронить свой проект под лавиной критики, а попытаться довести его до логического финала. А ещё мне импонирует любовь разработчиков к русской истории, родным пейзажам и музыкальным мотивам, а также смелость в признании собственных ошибок. Думаю, что эта игра точно достойна второго шанса... Можете убедиться в этом на собственном опыте.