После выхода на PS3 игры Unfinished Swan (известной отечественному игроку под названием «Лебединый Эскиз»), её идеолога, художника Иэна Далласа, некоторые критики прозвали «новым Дженовой Ченом» и в очередной раз отметили, что платформа Playstation стала приютом для арт-хауса с человеческим лицом.
Тогда, в 2012 году, Иэну явно польстили – «Лебединый Эскиз» был штукой любопытной и своеобразной, но даже близко не стоявшей с потрясающим Journey. Новая игра Далласа, What Remains of Edith Finch, которой пришлось ждать пять лет, доказывает, что Sony обладает поистине тонким чутьём на скрытые таланты и не зря взяла подающую надежды студию Giant Sparrow под своё заботливое крыло.
История одной семьи
What Remains of Edith Finch рассказывает историю молодой девушки, титульной Эдит Финч, которая после семи лет скитаний, возвращается в опустевший дом её некогда большой семьи, которую, по мнению самих Финчей, погубило какое-то проклятие. Нашей героине придётся освежить свои детские воспоминания и узнать тайны, от которых её старательно оберегали взрослые в течение долгих лет.
Игры типа Gone Home, Dear Esther и Vanishing of Ethan Carter популяризировали жанр «симулятор ходьбы», в котором основной задачей игрока является познание истории через окружение и минимальное интерактивное взаимодействие с ним. What Remains of Edith Finch подхватывает их начинания, но при этом выводит нарратив в подобного рода проектах на совершенно иной уровень.
Внешне What Remains of Edith Finch многое роднит с Gone Home – так же, как и героиня той истории, Эдит исследует огромный дом и изучает комнаты своих родственников, дабы больше узнать о трагическом прошлом своей семьи. Но тут же кроется и главное отличие Edith Finch от проекта Fullbright Company – мы не только обследуем старательно детализированные помещения, которые опосредованно рассказывают нам о жизни близких, но и обращаемся напрямую к последним минутам жизни кого-то из Финчей.
И однажды он полетел…
Каждая история гибели – это маленькая визуальная новелла, которая кардинально отличается от других по стилистике, атмосфере и повествованию. Где-то рассказ подаётся через старые фотографии, где-то – через сюрреалистичные сны, а где-то и вовсе нас заставляют прогуляться по страницам комикса, нарисованного в духе ужастиков 80ых годов. О печальном финале всех историй догадаться достаточно просто, но созданы они настолько ярко, метафорично и необычно, что всегда хочется узнать, что же нам покажут дальше – What Remains of Edith Finch проходится запоем за пару часов, во время которых от экрана просто невозможно оторваться.
Уникальные способы подачи каждой истории выгодно выделяют Edith Finch на фоне других снулых «симуляторов ходьбы», которые тонут в повествовательном примитивизме, пичкающем вас скупым текстом или аудиозаписями. Впрочем, классического литературно-дневникового материала здесь тоже полно, но он настолько изящно и тонко вплетён в окружение, что кажется с ним единым целым. Комментарии Эдит, произносимые вслух, проецируются прямиком на предметы, стены, возникают прямо перед глазами и даже реагируют на взаимодействие с ними, создавая невероятное ощущение погружения.
Яркие и динамичные истории членов семьи Финч объединены между собой путешествием Эдит по закоулкам большого дома - эта часть игры реализована с не меньшим усердием и проработкой деталей. Медленно, комната за комнатой, мы следуем за общей историей, узнавая всех родных главной героини. Несмотря на свой гротескный внешний вид, жилище Финчей ощущается вполне обитаемым и правдоподобным, являясь музеем столетней печальной истории семейства. Именно дом служит тем самым важнейшим проводником эмоций, посредством которого мы ощущаем свою сопричастность с главной героиней, её переживаниями и мыслями. За какие-то считанные часы складывается ощущение, что мы знаем семью Эдит Финч очень давно – и это ключевое достижение для игры подобного рода.
При этом, несмотря на общую тематику смерти, What Remains of Edith Finch наполнена светлой грустью и очень добрым и честным олицетворением заезженной фразы Габриэля Гарсиа Маркеса: «Если любишь – отпусти». Giant Sparrow вместо того, чтобы давить на игрока пафосом и драматизмом, аккуратно подводят его к мысли о том, что каждый из нас и наших близких и родных смертен, все мы в любой момент можем умереть и единственное, что в наших силах – примириться с этим фактом и сохранить тёплые воспоминания о погибших
***
Трогательная и безумно красивая ода жизни к трагедии смерти, поданная так ярко, эмоционально и тактично, что не оставит равнодушным даже самое чёрствое сердце. What Remains of Edith Finch задаёт новые стандарты в жанре интерактивных приключений и крайне обидно, что её релиз остался почти незамеченным на фоне Outlast 2.