Врата «производственного ада» в очередной раз разверзлись, чтобы выпустить на свободу ещё один эпический долгострой с непростой и витиеватой историей создания. Nioh, самурайский экшен от Koei Tecmo, разрабатывался с переменным успехом, по меньшей мере, порядка двенадцати лет – невероятный срок, который чуть было не погубил прошедшие через такие же мытарства Final Fantasy XV и Last Guardian.
Но, несмотря на пересмотры концепции, смену разработчика и целого консольного поколения, на выходе получился проект, достойный носить звание одного из лучших эксклюзивов Playstation 4, наряду с Bloodborne и Uncharted 4.
Над тёмной водой и над рисовым полем
Черпая вдохновение из неоконченного сценария легендарного японского режиссёра Акиры Куросавы и реальной истории одного из немногих западных самураев, Nioh повествует о приключениях Уильяма Адамса в Японии периода Сэнгоку, когда страна целый век находилась в состоянии вялотекущей гражданской войны, пока её не объединил Токугава Иэясу. Правда, Team Ninja позволили совершить себе маленькое историческое хулиганство и наводнили мир игры демонами-ёкай, а главным источником силы в местной вселенной назвали кристаллы-амриты, эдакий аналог философского камня.
Как и в незаслуженно позабытом сериале Onimusha, сочетание японской фольклорной потусторонщины с реальными историческими личностями и событиями порождает запредельно привлекательный, чарующий и колоритный сеттинг. При этом повествование в Nioh ведётся вполне традиционное – посредством кат-сцен и межмиссионных брифингов, что отличает его от скупого и молчаливого Dark Souls.
Samurai’s Souls
Сравнение Nioh с известным сериалом от From Software в принципе дело очевидное, но неблагодарное. Team Ninja не скрывает источников своего вдохновения, и на первый взгляд их игра кажется цельнометаллическим клоном серии Souls, в которых души заменили на амриты, костры на святилища, а фантастических демонов на настоящих японских самураев, бандитов и мифологических чудищ из фольклора, приложив к этому привычную высокую сложность и необходимость при случае забирать непосильно нажитое со своего бренного тела.
Но на самом деле Nioh заимствует лишь ключевые элементы Dark Souls, выстраивая свою собственную, требующую внимательного изучения механику. В первую очередь это касается боевой системы – если вы были чемпионом медленного и ритмичного боя в Dark Souls, то первое время в Nioh вам будет очень больно.
Дело в двух ключевых элементах – энергии ки и трёх боевых стойках. Энергия ки, как и привычная выносливость, тратится на увороты, блоки и удары, но, нажимая в нужный момент R1, вы можете восстановить солидный её запас и продолжить бой. Этот приём не только делает схватки более динамичными, но и сильно помогает против ёкаев, окружённых аурой скверны.
Затем идут три стойки, которые можно менять на лету – в верхней герой наносит медленные сокрушительные удары, расходующие много энергии, в средней он неплохо защищается и отвечает контрударами, а в нижней наносит множественные слабые удары и быстро восстанавливает энергию. Поначалу эта конструкция кажется чрезмерно ситуативной, но уже к середине игры переключать стойки иногда приходиться несколько раз за бой. К финалу же игрок, как заправский ниндзя, будет на ходу менять стойки, делать умопомрачительные слэшерные комбо и по максимуму использовать все возможности боевой системы. Если, конечно, доберётся до конца – это по-прежнему удовольствие для усидчивых.
Если учесть, что герой может овладеть пятью классами оружия, приёмами ниндзюцу вроде метания сюрикенов и элементальной магией, представьте, насколько широкие возможности по созданию своего собственного билда предлагает Nioh! Способствует этому и дьяблоподобная система лута, когда из врагов буквально пачками сыпятся предметы разной степени редкости, изменяющие характеристики главного героя.
С последним, кстати, вышло, на наш взгляд, единственное игровое недоразумение. Привычные Diablo-рефлексы заставляют, ломая глаза (русский шрифт в игре, увы, на уровне пиратских локализаций с PS1), рассматривать разницу между целой горой выбитых из вражин топоров и по полчаса сидеть в инвентаре после каждого значимого продолжительного боя. При этом игра забывает напоминать тебе, что критической разницы между ними нет – Nioh, как и Dark Souls, скорее игра про персональные навыки и умения игрока, чем про циферки +5 к атаке.
В результате вся межмиссионная рутина (а по структуре Nioh разделён именно на большие отдельные уровни) с её продажей старых предметов, ковкой улучшенного оружия, фарцеванием предметов в сундуке и прочей галиматьёй очень сильно отвлекает от главного – художественного нарезания врагов в капусту.
Зато, спасибо Team Ninja, от избиения противников не отвлекает оптимизация – памятуя о просадках в Bloodborne, я запускал Nioh с некоторыми опасениями и был потрясён изяществом технического решения разработчиков. В игре, как на обычной PS4 так и на PS4 Pro есть три режима рендеринга – в экшен-режиме максимальное количество кадров в секунду достигается за счёт подстраиваемого разрешения, в «кинематографичном» - наоборот, за счёт FPS сохраняется максимально доступное приставке разрешение. Третий режим является компромиссным и держит стабильно высокое разрешение и непременные 30 кадров в секунду. Играть, кстати, приятнее всего именно в экшен-режиме, поскольку именно здесь динамичная быстрая боёвка раскрывает себя лучше всего, а камера двигается максимально плавно. Что до качества самой картинки, находящейся, в целом, на уровне крайних проектов PS3, то на это перестаёшь обращать внимание буквально в первый час игры.
***
Кабы не пляски с инвентарём и лупой да некоторый бедноватый вид и дизайн некоторых локаций, Nioh с лёгкостью мог бы уже заочно претендовать на звание лучшей игры 2017 года. Быстрые, бескомпромиссные бои, великолепный сеттинг на стыке истории и фольклора, богатая ролевая система – взяв основы у Dark Souls и приняв во внимание опыт сериала Ninja Gaiden, Team Ninja сотворили невероятное аддиктивное приключение, которое рискует понравиться даже тем, кто не очень-то жаловал игры From Software.