Выход гибридной приставки Switch доказал всем, Nintendo сейчас находится на новом пике формы, которую она последний раз демонстрировала во времена Wii, почти десять лет назад. Теперь уже уверенно можно сказать, что консоль отлично продаётся, причём даже у нас в России, список релизов, от собственных разработок до third-party проектов и инди растёт день ото дня, а ведь ещё даже не наступила пора Рождественских праздников, где Nintendo Switch наверняка станет желанным подарком для сотен тысяч игроков по всему миру.
Самое главное, чем действительно удивила Nintendo в этом году и обеспечила Switch невероятный запас прочности на месяцы вперёд – релиз новых прекрасных частей сразу двух своих флагманских сериалов.
И пусть Super Mario Odyssey не настолько революционен и экспериментален как Legend of Zelda: Breath of the Wild, он в очередной раз доказывает, что японские разработчики ещё умеют продумывать и воплощать новые творческие идеи, которые позволяют создавать свежие, креативные и запоминающиеся платформеры.
Моя невеста, ты моя невеста
В чём Super Mario Odyssey традиционно не удивляет – так это в сюжете. В очередной раз Король Купа похищает Пич из замка, но на этот раз идёт ва-банк и начинает приготовление к свадьбе, чтобы сделать принцессу своей законной женой. Чтобы церемония прошла как положено, одетый в стильный смокинг Боузер посещает одно королевство за другим в поисках необходимых предметов – платья, украшений, непременного букета и прочего, а Марио пускается за ним в погоню на корабле «Одиссея» вместе со своим новым напарником Кеппи.
Кеппи – это говорящая призрачная шляпа, которая даёт возможность Марио вселяться в других существ и получать их способности. Всё, что нужно сделать нашему экс-водопроводочику - так это бросить свою шапку на противника, после чего у него вырастают фирменные усы, а сам Марио получает все фишки определённого персонажа. Доступных для вселения персонажей больше пяти десятков и далеко не все они необходимы для прохождения сюжета – большинство из них служат лишь для удовлетворения вашего любопытства и проверки мира Super Mario Odyssey на предмет оригинальных интерактивных взаимодействий.
И в этом взаимодействии и кроется магия Super Mario Odyssey. Концептуально игра устроена прямо как Super Mario 64 или Super Mario Sunshine, с их большими открытыми уровнями, в конце которых обычно поджидает большой босс. Чтобы переместиться из одной локации в другую, необходимо собирать луны, которые щедро, но искусно запрятаны в каком-то совершенно невообразимом количестве. Чтобы найти минимальный набор нужных предметов достаточно просто пробежать по очередному миру и победить парочку боссов, но весь кайф Super Mario Odyssey во внимательном изучении каждого закоулка в поисках спрятанных секретов. Какие-то луны можно достать хитрым платформингом, какие-то – активным вселением во врагов, третьи вообще дают за победу в мини-играх или просто так.
Super Mario Odyssey буквально провоцирует игрока своим дизайном на исследование – ты постоянно задаешься вопросами вида: «А что если я залезу вот туда?» или «Есть ли за этой стеной что-нибудь?», при этом каждый из миров непохож на другие – от мёрзлой пустыни до современного мегаполиса, каждый угол, каждый секрет и каждая луна находится на своём месте.
Ловкость рук
Нужно отметить, однако, что с появлением Кеппи Super Mario Odyssey не превращается в экшен-адвенчуру по применению способностей подконтрольных существ, а является детально проработанным и богатым на возможности платформером. Многие места, конечно, легче преодолеть при помощи манипуляций с кепкой, но вполне реально пройти и фирменными приёмами Марио. Боковой прыжок, тройной прыжок, прыжки от стен, высокий прыжок – весь арсенал, знакомый ещё по Super Mario 64, дополняет пара новых трюков, которые пригождаются тогда, когда речь заходит о поиске особо замороченных секреток.
Исследование мира вознаграждается не только необходимыми по сюжету лунами, но и традиционными монетками, которые можно тратить на покупку всяких косметических предметов и костюмов для главного героя. Самое забавное, что кроме общей валюты, в каждом мире действует своя собственная, на которую можно покупать тематические предметы. Марио в костюме механика, пещерного человека, ковбоя и так далее смотрится по-настоящему уморительно, что служит прекрасным материалом для модного ныне фото-режима, в котором игра замирает и позволяет выбрать любой ракурс, цветовой фильтр и постановку кадра для ярких и весёлых снимков. Несмотря на ограниченные ресурсы Nintendo Switch, визуальная презентация Super Mario Odyssey выше всех похвал – приятнейшие цвета, детализированные локации, анимации, персонажи, фирменный мультипликационный стиль не вызывают ни малейшего желания придраться хоть к чему-либо, при этом игра работает плавно и стабильно как в стационарном режиме, так и в портативном.
Отдельное спасибо Nintendo хочется сказать за две замечательных вещи – милейшие оммажи в адрес Super Mario Bros. в виде двухмерных эпизодов на трёхмёрных уровнях (на манер The Legend of Zelda: A Link Between the Worlds для 3DS) и отказ от идеи жизней в пользу бесконечных возрождений на чекпойнтах с потерей золота. Пока весь мир истерически наяривает в Cuphead и превозносит сложность ради сложности, приятно видеть, что Super Mario Odyssey хочет испытать твоё мышление и внимательность, а не терпение и реакцию.
Торжество потрясающих возможностей по исследованию омрачает разве что управление. Лучшим способом познания себя Super Mario Odyssey считает отсоединённые от базы джойконы – в таком положении легче всего выполняются трюки со шляпой, которые требуют применения различных жестов. И пускай это создаёт определённый уровень погружения и новый опыт, он мешает наслаждаться игрой, например, в портативном режиме – трясти всю консоль неудобно, да и небезопасно, а без использования всего богатого арсенала приёмов Марио, пройти её полностью очень трудно. Немного расстраивает и музыкальное сопровождение – тут полно цепляющих композиций, но странный и не совсем типичный набор треков для игры про Марио всё же уступает сногсшибательному саундтреку той же Super Mario Galaxy.
***
Super Mario Odyssey получился примерно тем, чего от него все ждали – превосходным трёхмерным платформером про Марио, который ни в коем случае нельзя пропускать. Не считая магической кепочки, в нём нет ничего инновационного, но всем прочем – от платформинга и дизайна локаций до саундтрека и битв с боссами, он стоит настолько близко к совершенству, насколько это возможно. Если у вас есть Nintendo Switch, то эта игра обязательна к приобретению, неважно, являетесь ли вы поклонником Марио или нет, а если вы до сих пор не стали счастливым обладателем новой консоли Nintendo, то возможно поводом задуматься станет небольшой факт, что две из трёх лучших на текущий момент игр 2017 года вышли именно на Switch.