Проходят годы, меняются консольные поколения, появляются новые технологии и новые игроки, но лишь одно на протяжении этих тридцати лет остаётся неизменным – истории про сказочное королевство Хайрул, храброго эльфоподобного воителя Линка и прекрасную принцессу Зельду трогают и волнуют сердца людей.
Увы, у нас по понятным причинам, культа The Legend of Zelda (а вы знаете, что знаменитый комедийный актёр Робин Уильямс назвал свою дочь Зельдой?) не сложилось. Теперь благодаря The Legend of Zelda: Breath of the Wild у многих появилась великолепная возможность не просто приобщиться к одной из самых успешных и именитых игровых серий, но и к одной из лучших игр за многие годы.
Привет, мир
Breath of the Wild, в отличие от большинства современных проектов (и других частей сериала), не хватает игрока за ручку, не мучает примитивными туториалами или часовыми кат-сценами. После короткого вступления, где Линк просыпается после столетнего сна в какой-то пещере, нас выпускают на огромное плато и показывают единственную далёкую цель – замок Хайрул, оккупированный злодеем Ганоном.
Формально единственным препятствием на пути к чудищу является само окружение – без специального глайдера спустится с высокой гористой площади вниз невозможно. Отдают нам его за выполнение испытаний в загадочных Святилищах, разбросанных по всему Хайрулу. Каждое испытание – это либо паззл, основанный на физике, либо логическая загадка, либо трудная битва, и каждый раз, прямо как Portal 2, новая Legend of Zelda умудряется немножко удивить и подкинуть креативной пищи для ума. Поразительно, но не в пример какой-нибудь The Legend of Zelda: Twilight Princess, все загадки здесь максимально очевидны и понятны. Разве что местные боссы и связанные с ними подземелья-механизмы дадут попотеть по части применения вашей ловкости, комбинаторики и интеллекта – там-то The Legend of Zelda: Breath of the Wild вспоминает свои корни и бросает игроку настоящий вызов.
Первые ближайшие Святилища ненавязчиво вручают игроку арсенал особых возможностей, которыми он будет пользоваться до самого финала – теле-бомбы для подрыва врагов и горных пород, стазис для «заморозки» предметов во времени, магнит для манипуляции с металлическими объектами и крионис, позволяющий в любом месте при наличии воды создавать ледяные колонны. Кроме этого, прохождение испытаний дарует сферы духа, которые потом можно обменивать на дополнительные ячейки здоровья или выносливость.
В конце концов, в течение первых двух-трёх часов Линку вручается планер, он спускается с Великого Плато и…
На все четыре стороны
Начинается именно та The Legend of Zelda: Breath of the Wild, которую хочется поместить в какую-то хрустальную капсулу и отвести в палату мер и весов, дабы показывать всем, как именно нужно делать игры с открытым миром, наполнять их жизнью и интересными механиками.
Главное, что поражает в самое сердце – перемещение нашего героя не ограничено ничем, кроме запаса сил. Каждая гора, ущелье, долина в пределах нашего обзора поддаётся изучению. Здесь нет невидимых стен, неприступных вершин или бездонных пропастей, именно поэтому исследование мира превращается в увлекательное, личное приключение – за забавной схемой: «Ну, пойду, гляну, что там за этой горой» или «Ещё одно вот это святилище внизу – и спать» можно обнаружить себя с осоловевшими глазами в три часа ночи.
Желание заглянуть за каждый камень и заползти в каждую пещеру возникает из-за потрясающего ощущения настоящего, живого мира. Тут нет сложной экосистемы или какого-то хитроумного ИИ, но чтобы не повстречать надпись «Игра окончена», придётся адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Ходить в грозу с торчащей алебардой за спиной – не самое умное занятие, первый же разряд прожарит Линка до хрустящей корочки. Ползать по горам в дождь тоже несподручно – герой будет больше сползать вниз, чем карабкаться на вершины. Наконец, забравшись особенно высоко в горы можно околеть от холода, а уйдя в пустыню – до смерти пропотеть, что исправляется либо подбором правильного гардероба или приготовлением нужных зелий и блюд.
Крафтинг и выживание в открытом мире вообще является центральной темой всей Breath of the Wild. Мир Хайрула полон животных, жучков, паучков, собираемых грибочков, травок и прочих поставщиков ингредиентов, которые можно забросить в котёл и создать как восстанавливающие здоровье яства, так и всякую специализированную еду и зелья на все случаи жизни. Блюда с перчиком согреют в непогоду, а какое-нибудь рагу на основе подморозовика (в англ. версии “chill shroom” – за великолепную русскую локализацию Nintendo стоит похвалить отдельно) не дадут получить тепловой удар на жаре.
Опасности ждут
Воевать, конечно, придётся не только с погодой, но и с монстрами – и здесь The Legend of Zelda: Breath of the Wild тоже демонстрирует себя с прекрасной стороны. Буквально всё – от руки скелета и швабры до огромных двуручных мечей и легендарных копий можно использовать в качестве оружия, при этом каждый взмах и взаимодействие Линка с врагами обсчитывается по забавной регдолл-физике. Мечи и копья, не говоря уже о дубинках, кстати, ломаются довольно быстро, поэтому подчас приходится продумывать какие-то хитроумные тактики вместо банальной лобовой атаки. Так, почти всегда у лагерей бокоблинов (основных противников нашего героя) будут стоять взрывоопасные бочки, металлические ящики или уступы с огромными булыжниками. Не стоит забывать и о том, что ночью подобные лагеря погружаются в сон, а сухая трава вместе с попутным ветром, прямо как в Far Cry 2, превращает маленький огонёк в свирепое поглощающее всё на своём пути пламя.
Всё вместе это порождает какой-то запредельный уровень погружения и свободы – ты вправе делать абсолютно всё, что угодно, но это ограничивается лишь твоими знаниями о мире, фантазией, экипировкой и подготовленностью. Набрёл на какое-то святилище со слишком уж жирным врагом внутри? Пройдись, подбери оружие покрепче и возвращайся! Не хватает места в инвентаре под новые щиты? Поищи разбросанные по всему хайрулу особые семечки, которые можно обменять на лишний слот в инвентаре. Не удаётся взять штурмом особенно заполненное врагами место? Навари зелий на увеличение защиты и атаки и всыпь этим гадам по первое число!
При этом красота и величие этого мира в том, что буквально каждые полчаса ты обнаруживаешь что-то новое – новую фишку, забавную механику, хитроумно спрятанный тайник или новый геймплейный элемент. О Breath of the Wild можно натурально говорить часами – только рассказ о том, как я приручал свою первую лошадь или искал одно памятное место по фотографии, может занять пару страниц убористого текста. Это, конечно, удовольствие не для каждого – играть в новую «Легенду о Зельде» нужно исключительно осмысленно, умиротворённо и усидчиво, а не как принято сейчас, получасовыми урывками.
Удивительно, но богатство и амбиции новой The Legend of Zelda уместились в жалкие 14,4 гигабайта дистрибутива – и работа художников, аниматоров и геймдизайнеров с лихвой окупили техническое несовершенство устаревшей WiiU и полупортативной Nintendo Switch. Даже на фоне феноменально техничного Horizon: Zero Dawn новая Зельда не выглядит бедной родственницей, чья красота, поверьте, не угаснет ни через год, ни через два, ни даже через пять. В скриншотах очарование этой игры практически не передать – попробуйте Редкие просадки частоты кадров – это, на полном серьёзе, единственная претензия к этой потрясающей игре, наряду, может быть, с чересчур перегруженным интерфейсом.
***
Можно называть The Legend of Zelda: Breath of the Wild как угодно – главной причиной прямо сейчас купить Nintendo Switch, отличным претендентом на звание лучшей игры этого года, прекрасным и правильным шагом в именитой долгоиграющей серии. Шедевром, наконец. Потому что всё это абсолютная правда – и теперь буквально каждую игру с открытым миром вольно или невольно придётся сравнивать именно с Breath of the Wild. И что-то журналистское чутьё подсказывает, что в ближайшее время все сравнения будут идти именно в пользу игры от Nintendo.