Если почитать форумы, пользовательские рецензии в Steam и отзывы на Metacritic о Fallout 4, то можно заметить крайне парадоксальную тенденцию – даже те, кто в своё время ненавидел Fallout 3, стали внезапно его ценить и обожать на фоне новинки от Bethesda. При этом, несмотря на какое-то запредельное количество генерируемой сообществом ненависти, Fallout 4 однозначно вышел успешным – в магазины уже отгрузили более 12 миллионов копий игры, а по количеству одновременно играющих в Steam проект Bethesda уже неделю как уступает только лишь бесплатной Dota 2 – показатели более чем впечатляющие.
Никогда не меняется?
Причину неоднозначности отзывов выявить достаточно легко – Bethesda продолжает гнуть свою линию, намеченную ещё в The Elder Scrolls IV: Oblivion. А именно медленно, но верно разработчики отрезают или упрощают ровно те игровые элементы, которые большинством признаны основами жанра. Fallout 4, кажется, достиг того края, за которым рискует вообще потерять гордый статус RPG.
Первым делом под нож легла глубокая патентованная ролевая система Fallout. Думать над тем, какие навыки делать основными и как распределить параметры S.P.E.C.I.A.L. более не нужно – перки и характеристики слили в одну общую систему, где к каждой характеристике намертво привязано по десять полезных и не очень талантов. Новый уровень даёт возможность повысить одну из характеристик (например, приподнять себе Интеллект или Харизму) или вложиться в какой-нибудь талант навроде возможности открывать очень сложные замки. Конечно, сама идея, что из пускающего слюни дурака с Интеллектом 4 можно вырастить компьютерного гения, взламывающего терминалы одной левой, довольно абсурдна, но никакого негатива новый вариант ролевой системы не вызывает – думать над тем, что полезнее в данный момент и что стоит приобрести потом по-прежнему необходимо.
Другое, по мнению большинства, трагическое изменение Fallout 4 по сравнению с предшественниками – диалоговая система. Любой разговор предлагает нам четыре варианта ответа, которые сводятся к вариантам «Да», «Нет», «Уточнить» и «[САРКАЗМ]», причём в последнем случае совершенно непонятно, что именно скажет герой – неловко пошутит, мерзко съязвит или будет косить под дурака. Самое обидное, что из диалогов полностью исчезли проверки по навыкам – блеснуть в разговоре своими знаниями в предметных областях нельзя, а убеждение собеседников намертво привязали к Харизме. Из-за этого сильно пострадала, в том числе, и вариативность квестов – если в Fallout 3 и особенно в New Vegas было полно «разговорных» заданий с возможностью выбора, то в Fallout 4 около 95% миссий сводиться к тому, что нужно кого-то убить или что-то забрать. Попутно убив.
При этом в игре встречаются совершенно очаровательные задания, в которых, можно встретить, например, отсылки к творчеству Г.Ф. Лавкрафта. Кроме этого, в определённый момент игроку придётся сделать выбор между четырьмя совершенно разными фракциями и это решение вряд ли можно будет назвать лёгким.
Дивный новый мир
Вполне обоснованные претензии по поводу ролевой системы и диалогов попросту застревают в горле, когда ты начинаешь усидчиво изучать постъядерный Бостон и его окрестности. Fallout 4 обладает главной чертой игр от Bethesda – он засасывает в себя со страшной силой, заставляя проводить в нём какое-то сумасшедшее количество часов.
Дизайн локаций и их детализация по сравнению с предыдущими проектами студии сделали огромный шаг вперёд. Посёлки, фермы, города, разрушенные заводы и электростанции, заброшенные Убежища и форты – инстинкт исследователя заставляет изучать каждый значок на карте с утроенным интересом. При этом по сравнению с довольно одномерным Fallout 3, в сиквеле полно «вертикального» геймплея – нам постоянно приходиться забираться на крыши и в подземелья, таскаться по лестницам и прыгать в подвалы.
Боевая часть, которая занимает едва ли не главенствующую роль в современном Fallout, вплотную приблизилась к шутерным стандартам. Необходимость в V.A.T.S. (который, кстати, теперь лишь сильно замедляет время, но не останавливает его), практически отпала – каждое оружие чётко ощущается в соответствии с его весом, точностью и убойной силой, а враги наконец-то научились активно пользоваться укрытиями. До уровня Destiny, на который ориентировались создатели, конечно, ещё есть куда стремиться, но по сравнению с корявеньким «Oblivion с пушками» прогресс действительно впечатляющий.
Возникла и практическая польза от валяющегося повсюду подножного хлама – алюминиевых банок, расчёсок, картонных коробок, микросхем и прочего мусора, поскольку в Fallout 4 появился продвинутый крафтинг. Каждую пушку и элемент брони теперь разрешено всяческим образом кастомизировать, изменяя приклады, стволы, навешивая прицелы и вместительные обоймы, что повлияет как на поведение оружия, так и на его внешний вид. Тратить хлам можно и более глобально, обустраивая жителям Пустоши их скромные поселения, устанавливая туда оборонительные турели, строя дома, проводя освещение и высаживая на полях мутафрукты. Впрочем, можно этого и не делать – тратить время на местный филиал Sims и Minecraft совершенно необязательно.
Точно также в новом Fallout можно легко обойтись без силовой брони – хоть её и выдают в первый же час игры, этот ходячий танк требует постоянного техобслуживания и сравнительно редкого ядерного топлива для своего реактора.
***
Как и все игры Bethesda, Fallout 4 пленяет своим огромным миром, в котором всегда есть, чем заняться – спасать жителей от рейдеров и мутантов, обыскивать заброшенные заводы на предмет ценной экипировки, мастерить броню или строить пятиэтажный коттедж из табуреток, коробок и штакетника. Если в RPG вас прельщает дух исследования, персональные открытия, маленькие интересные истории и большой мир, а не многословные диалоги и тяжёлые моральные метания, то Fallout 4 принесёт массу удовольствия. В противном случае лучше обратить своё внимание на Wasteland 2: Director’s Cut или, если ещё не, на третьего «Ведьмака».