Название в мире: Star Wars: Episode IX - The Rise of Skywalker
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения
Премьера (мир): 16 декабря 2019 года
Премьера (РФ): 19 декабря 2019 года, «WDSSPR»
Страна: США
Режиссёр: Джей Джей Абрамс
Сценарий: Крис Террио, Джей Джей Абрамс, Дерек Коннолли
Продюсер: Джей Джей Абрамс, Нур Дардари, Томми Гормли
Оператор: Дэниэл Миндел
В ролях: Дэйзи Ридли, Адам Драйвер, Кэрри Фишер, Марк Хэмилл, Джон Бойега, Оскар Айзек, Энтони Дэниелс, Наоми Аки, Донал Глисон, Ричард Э. Грант
Возраст: 16+
Время: 141 минута
Бюджет: ~ $260 000 000 – $280 000 000
Слоган: «Every Generation Has A Legend»
Похожие фильмы: Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда, Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар, Звёздные войны: Эпизод 6 – Возвращение Джедая, Звёздные войны: Пробуждение силы, Звёздные войны: Последние джедаи
Оценка фильма: 8.1 из 10
Для начала — важный дисклеймер. Я уже дважды посмотрел «Скайуокер. Восход», и до сих пор не разочарован фильмом Абрамса. В отличие от многочисленных критиков, я не собираюсь унижать девятый эпизод «Звездных войн» просто потому, что его в одночасье стало модно разносить в пух и прах. Тем не менее, вопросы к фильму есть, и в рецензии они будут заданы.
Первое же произнесённое в фильме слово — «наконец!». Наконец-то завершилась трилогия Джей Джей Абрамса, наконец-то завершилась киносага из девяти номерных эпизодов Star Wars, наконец-то история Скайуокеров обрела логичное и в целом изящное завершение, которому вполне мог бы позавидовать финал «Игры престолов».
Самым первым фильмом в серии Star Wars, который открыл для зрителей далёкую-далёкую галактику, стала «Новая надежда», вышедшая в 1977 году. Спустя 40 лет, уже в 2017-м, вышел один из самых неудачных сиквелов: «Звёздные войны: Последние джедаи». Это один из худших современных фильмов по ЗВ, и режиссёрскую работу Райана Джонсона в девятом эпизоде предпочли забыть. Как и седьмой эпизод, «Пробуждение Силы», автором «Скайуокер. Восход» выступил режиссёр и продюсер Джей Джей Абрамс.
Теперь, когда я посмотрел все три фильма новейшей трилогии, я могу честно заявить — жаль, что «Скайуокер. Восход» не вышел в прокат в юбилейный год! Он куда больше заслуживает того, чтобы ассоциироваться с круглой датой. По сути, фильм является одним из главных кинособытий уходящего года, и может встать в один ряд с завершением «Мстителей». О главном киносериале Marvel я вспомнил неспроста: первая и фундаментальная проблема девятого эпизода Star Wars заключается в том, что это словно два сокращенных фильма, втиснутые в прокрустово ложе и вынужденные стать одной кинолентой.
Видно, что «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» — масштабное кино, которое пытается за два с половиной часа подвести итог и закрыть все сюжетные бреши, которые скопились за 40 с лишним лет. И из-за этого получается рваное и скомканное повествование первой половины фильма. По-хорошему, эту половину стоило превратить в свой аналог «Войны бесконечности», и сделать отдельным фильмом, готовящим плацдарм для финального противостояния. Авторы «Мстителей» не просто так сделали из финального фильма аж два.
Что имеем в итоге? Слабую и слишком хаотичную первую половину фильма, а затем финальную секвенцию, которую стоило бы рассказать более подробно — с чувством, с тактом, с расстановкой. Со смаком, наконец, а не в той спешке, которой завершают самую длинную и дорогую в историю киносагу. Понятное дело, первая половина фильма нужна, чтобы сплести всё воедино, но всё-таки эта часть ощущается как вещь, которую стоило делать отдельным продуктом, возможно, в виде комикса-приквела или анимационного сериала.
Ко второй половине «Восхода», на самом деле, есть лишь одна претензия — слишком мало финала, слишком быстротечно ставятся точки и уходят сюжетно-важные персонажи. Тем не менее, Абрамсу удалось разгрести кучу неприятностей, оставшихся по наследству после «Последних джедаев». Спойлить мы не будем, но вопросов по сюжету, которые озвучивались в предыдущих двух фильмах, уже нет смысла задавать. Все необходимые ответы есть в ленте, а от всего того, что снял Райан Джонсон в восьмом эпизоде, Абрамсу удалось дистанцироваться.
В фильме невероятно много фансервиса — в режиме калейдоскопа нам показывают все планеты оригинальной трилогии, возвращают подзабытых персонажей, удивляют неожиданными камео. Даже главного ненавистника современных «Звездных войн», актёра Дениса Лоусона, известного по роли Веджа Антиллеса, смогли уговорить на 2 секунды экранного времени.
И, конечно, для завершения киносаги собрали главных представителей светлой стороны из классической команды: Хана Соло, Лэндо Калриссиана, Люка Скайуокера, Лею Органу. С последней связана ещё одна претензия к фильму — режиссёру пришлось использовать архивные кадры с покойной Керри Фишер, и вставлены они тяп-ляп. Почти во всех эпизодах, где появляется генерал Лея, заметно добавление актрисы в сцены с помощью компьютерной графики. И вместо человека, по сути, получилась голограмма, порождающая злополучный эффект «зловещей долины».
Я благодарен авторам фильма за то, что вспомнили про оригинального актёра, сыгравшего Лэндо. Несмотря на уже преклонный возраст, Билли Ди Уильямс снова смог зажечь напоследок — хотя заметно, с каким трудом в этом возрасте даются актёру любые сцены. Помимо того, что в фильме вернули чуть ли не всех, кто когда-либо снимавшился в Star Wars, к концу трилогии нашли нескольких новичков. Из самых заметных: говорящий робот-кулёк, который по очарованию затыкает за пояс старичков R2-D2 и BB-8, тёмнокожая женщина-воительница Джанна с примитивным, но эффективным оружием, а также наёмница Зори Блис, которая не снимает шлем, словно мандалорец.
Одна из самых приятных новых линий фильма — химия между генералом По и контрабандисткой Зори, про которую, по-хорошему, стоит снимать отдельный сериал-приквел. Достаточно сказать, что в молодости По был не менее лихим и криминальным бутлегером, чем Хан Соло. И то, как выстраивается линия отношений одного из титульных героев финальной трилогии с наёмницей, намекает нам на то, что об этой парочке преступников-добряков мы еще услышим. Вдобавок ко всему, зрителям вернули старого и культового антагониста при поддержке дебютанта в лице Ричарда Гранта. Этот инфернальный актёр, которого вы возможно помните по фильмам «Гудзонский ястреб» и «Госфорд парк», с легкостью затыкает предыдущих злодеев Star Wars после покупки прав компанией Disney: и Кайло Рена, и Хакса, и Сноука.
Частая проблема критики в адрес девятого эпизода заключается в том, что в финале зрители получили не то, что ожидали. Кто-то упрекнул Абрамса в нелогичности исхода войны между джедаями и ситхами, кто-то обиделся на фильм из-за избыточной детскости, которой тут так же много, как в «Холодном сердце 2», а кому-то просто пришлась не по душе сказка, в которой действительно много сказочных «как вдруг!». Претензий много, но если абстрагироваться от критики с точки зрения логичности происходящего, то «Скайуокер. Восход» — важный фильм, который не старается приносить в жанр что-то новое, а дает фанатам именно то, чего они так страстно ждали после провального восьмого эпизода: эпичный финал с расставленными точками над i. И это прекрасно.