Наделавший шуму седьмой эпизод киносаги Star Wars, был относительно холодно принят и критиками, и зрителями, но свою кассу собрал легко. Чтобы придать трилогии новых красок, компания Disney позвали Райана Джонсона ставить второй фильм в серии и он вышел… весьма неоднозначным.
Совсем другой канон
Тональность второй картины по отношению к первому фильму Абрамса заметна с первых кадров. Если Джей Джей старался очень точно перелицовывать Новую надежду, то Райан Джонсон с самого начала окунает зрителя в водоворот событий, которые лишь кажутся нашинкованной нарезкой из предыдущих фильмов. На самом же деле – это всё оммажи к оригинальной трилогии. Впрочем, Джонсон не заигрывается ими. Он привносит новые идеи, практически полностью изменяя канон.
Бесстрашный штурмовик По Дэмерон практически в одиночку разносит боевые турели Дредноута, пытаясь обеспечить Сопротивлению преимущество в воздушном бою, однако эффект оказывается прямо противоположным. Почти все бомбардировщики уничтожены и лишь один таки добирается до цели, но в самоубийственной для себя ситуации.
Этой сценой режиссёр сразу показывает, что в его фильме нет места чудесным победам.
Серые полутона конфликта
И если бы все сценарные ходы режиссёра были столь же последовательны. К сожалению, рассказать какую-то совсем нетривиальную историю в системе Звездных войн можно лишь посредством многочисленных вбоквелов (вроде фильма «Изгой-Один»). И сейчас объясню почему.
Звездные войны, как франшиза, были достаточно статичной конструкцией морально-этических норм, где существует хорошая сторона (джедаи) и обозначена плохая (ситхи). Что оригинальная трилогия, что трилогия-приквел следовали этим темам вполне последовательно. Попытки привнести серые полутона выглядели набросками и скорее попыткой придать вселенной более глубокую эмоциональную окраску.
Задумка Райана Джонсона в восьмом эпизоде – отчасти веяние моды на персонажей с серой моралью. Ведь не зря в фильме присутствует персонаж Бенисио дель Торро (актёр блестяще исполняет свою эпизодическую роль), который показывает Финну совсем другую, экономическую сторону конфликта Первого Ордена и Сопротивления. Только благодаря этой сцене, вся ветка сюжета про Финна и Роуз не выглядит такой уж ненужной. Вот только подобных вещей очень мало.
Сюжет попеременно сконцентрирован то на обстреле кораблей Сопротивления из бластеров Дредноута, то на попытках Рей познать себя.
И та часть фильма, где Рей и Люк Скайуокер проводят время на острове, смотрится весьма неплохо. Здесь есть и неплохие операторские ходы, и попытка заигрывать с тёмной стороной силы, и даже встречи Рей и Кайло посредством телепатической связи (очень напомнило Гарри Поттера и Воландеморта на максималках). Не до конца ясно, что это за чёрная дыра в чреве острова и почему Рей столь подвластна тёмной стороне силы, что пытается в неё вглядеться. Хочется надеяться, что в девятом эпизоде дадут тому объяснение.
Впрочем, у фильма есть куча недостатков, которые выпирают и цепляют взгляд критика. Обычный зритель может и не обратить внимания на странное поведение Скайуокера, который боялся силы Кайло Рена, но встретив Рей и почувствовав её силу, всё-таки решился тренировать её.
Да и с силой главной героини фильма не совсем ясно. Если раньше джедаи тратили месяцы и годы на обучение, то новому поколению достаточно трёх с половиной уроков, чтобы освоить Силу.
Невероятные способности Кайло и Рей не выглядят достаточно убедительными. Они превратились в этом фильме в двух магов, которые по велению волшебных джедайский мечей могут творить невероятные вещи и превращать всесильных противников в нереализованный потенциал франшизы.
Трудно простить фильму слив нескольких важных персонажей, взрыв Дредноута на входе в варп-прыжок, неудачное самопожертвование одного из героев и, что вытекает из предыдущего, постоянную бессмертность всех заглавных героев франшизы. Дисней бы не был Диснеем, если бы позволил убить молодёжь. Приходится отдуваться старикам.
В сухом остатке…
«Звездные войны: Последние джедаи» – образцово-показательное кино на целевую аудиторию. Оно красиво снято, а приключения в целом цепляют. Но если копнуть глубже, на поверхности окажутся совершенно невнятные сюжетные ходы, перемещения героев и вольности по отношению к канону. Такое придётся по душе далеко не всем. Впрочем, это уже совсем другая история.