Обзор игры The Elder Scrolls 5: Skyrim

Оценка игры: 9.8

Автор: Илья Божко

Дата: 02.12.2011 18:38

0

Поделитесь с друзьями:

5 746

Не знаю как у вас, а у меня, лучшее время проведенное в компьютерных играх, пришлось на те 15 часов, прожитых в Солстхейме. Ловля падающий снег, я раскрывал тайны Восточной Имперской Компании, спасал презренный Северный Легион и решал проблемы с поставкой меда. Я прорывался через кишащую медведями тайгу и умирал под аккомпанемент похоронной вьюги. Казалось, что так не бывает: величественная, девственная, святая природа, совместно с механикой Morrowind - это преступно походило на игру мечты; то, чем грезят дети, засыпая в маленьких кроватях.

Oblivion не вызывал таких эмоций даже близко. Это была хорошая, интересная игра - и все были бы довольны, если б не первые три слова на обложке: «The Elder Scrolls». Они, понимаете ли, обязывают - к чуду, к ощущению от прикосновения к тайне, к какому-то новому, неизвестному счастью. Oblivion ничего не мог дать из этого - ну да, красивый лес, яркие заклинания, эффектная боевка, но жить здесь не хотелось: кривой Morrowind влюблял в себя одной заглавной композицией; после посещения первой же его пещеры было понятно - здесь я останусь надолго.

Разумеется, в интернете неуспешное «Забвение» вызвало истерику - на форумах до сих пор жалуются: вот, мол, система быстрых перемещений, хромые лошади и квестов мало, и души нет, и на Xbox доступна; срубить, в общем, бабла захотели - и это на святом-то?!

Но однажды все стихло. Вымерло. Не было километровых постов-обличителей, не было сравнений текстур Morrowind и Oblivion, не было ничего. Словно лишившись дара речи, все прильнули к тизеру The Elder Scrolls: Skyrim - он обещал, манил и дразнил. Кто-то сразу пожаловался, что убрали два вида заклинаний (оказуалили!!), кто-то порадовался присутствию драконов (круто!!) а я был просто счастлив - ведь там будет зима, снег и яростная вьюга. И все это - почти настоящее.

Теперь, когда Skyrim лежит на прилавках и пройден уже всеми, кем можно я ответственно заявляю: игра года здесь. Укладывающаяся на один диск DVD-формата, живущая в скромных пяти гигабайтах, она подвергает сомнению существование всех предшествующих проектов за последние пять лет. Непонятно зачем теперь играть во что-то другое - даже интеллигентный L.A. Noire, даже красивейший Battlefield, даже выточенный до блеска Batman - все это ненужное, смешное и пустое. Ведь у нас есть - Skyrim.

Моя юность архитектурная

Я сижу в тюремной повозке, вместе с другими пленниками. Я еще не знаю, кто я, что я и зачем явился в этот мир - все это выяснится в течение следующих часов. А пока, мне известно только, что в гордой провинции Тамриэля идет жестокая гражданская война. Эльфы, заручившись поддержкой Империи, пытаются сломить нордов: запрещают их религию, садят в тюрьмы за вольнодумство и казнят неверных. Повстанцев возглавляет Ульфрик Буревестник - говорят он смог убить императора одним криком. Ульфрик, кстати, сидит в повозке напротив меня.

Перед тем, как я чудесным образом спасусь, мне предлагают выбор - кем я буду. Мифология The Elder Scrolls богата настолько, что за каждой расой тянется длиннющий шлейф воспоминаний: вот Данмеры - сколько я перебил их в "Морровинде": не счесть. Гордые, заносчивые темные эльфы здесь чувствуют себя, как верблюды в лесу - ютятся в жалких поселениях, торгуют всякой мелочевкой и грозятся покорить нордов. Нет ничего более грустного, чем гордец в лохмотьях. Их родичи, Альтмеры, в Скайриме ненавистны больше всех - именно они развязали гражданскую войну и ведут оккупацию. В половине городов их терпят стиснув зубы, в другой откровенно желают свернуть шею; дважды подумайте прежде чем выбрать их. Логичнее всего, конечно, будет выглядеть норд - защита от холода, огромные мускулы и свирепый взгляд. Везде прокатите за своего; носитель этой расы никогда не столкнется с недружелюбием или агрессией со стороны своих собратьев - всюду рады, всюду мед льется рекой. Ну а я, пожалуй, выберу Хаджита - и пусть все обзывают меня вором и торговцем скуумой. Ведь я знаю - я не такой…

Когда выберетесь из первого подземелья, то уже будете достаточно компетентны, чтобы оценить новую ролевую систему. Да, она стала проще. Да, нельзя выбирать основные и вторичные навыки. Да,  распределение характеристик занимает всего 15 минут, а не пару часов, как раньше. Зато - свежо, интересно и созвездия красивые. С каждым новым уровнем вам дают очко, на которое вы можете купить одну способность - но чтобы его купить, надо набрать достаточный для нее уровень: проще некуда. Если кузнечное дело прокачано у вас на 40, то научиться делать эбонитовые доспехи вы не можете - они требуют, допустим, 60, зато ковать орочью броню никто не запрещает - ей достаточно и 30. Такая система заставляет думать - на что же именно потратить драгоценное очко; приходиться долго выбирать и лавировать между созвездиями. А вы говорите - «оказуалили».

Прикурю об огни твои

Тем более, что прокачанный игрок имеет больше возможностей для маневра - ведь теперь у него две функциональных руки. Вор может взять два кинжала и разить врагов в спину; маги вообще вытворяют такое, что "Биошок" плачет в сторонке: как вам, например, вариант скрестить огневое и морозное заклятие и устроить врагу когнитивный диссонанс? Или ударить молнией и парализовать - одновременно. Или парализовать и превратить в курицу…

Магия в Elder Scrolls всегда была факультативна - понятно, что на высших уровнях можно одним взмахом руки уничтожить Дагот Ура, но ведь до этого еще дожить надо; в Skyrim чародеи впервые чувствуют себя в своей тарелке - особенно в битвах с драконом, который любит покрывать вас огнем на расстоянии - мечом-то не достанешь.

Сама же боевая система изменилась не сильно - прикрываемся щитом (на начальном уровне он, правда, бесполезен) и выжидаем момент для славной контратаки. Простые удары теперь не отнимают энергию - зато отнимают силовые: пара-тройка взмахов и с героя течет пот. Приходится думать прежде, чем жать на кнопку; либо запасаться бутыльками. Согласно последней моде каждея второе добивание сопровождается эффектным полетом камеры и замедлением времени - герой с вертушки рубит головы и подкашивает ноги; особенно здорово сделана расправа над драконом.

Сжавши губы на высшем уровне

Впрочем - вы же не об этом хотите знать. Угадал? Боевая система, ролевая система, графика, физика, математика - все это дело девятое. От новой TES всегда ждут одного - места для жизни. Чтобы можно было заменить этот нехороший, грязный, алчный мир на что-то совершенное яркое и личное, где нет власти, соседей, холода, милиционеров и хамящих пенсионеров. Где можно делать, что вздумается, где можно наплевать на социальные роли и возделывать грядки с лунным сахаром, будучи архиепископом храма Кинарет. Oblivion ругали прежде всего за то, что он это не давал - его свобода щемила шипами линейности и всякий раз била путника по пальцам, когда он хотел заняться неуставной ерундой.

Skyrim, можете поверить, место вам даст. Взяв простой отнеси\получи-квест, вы зачистите сорок случайных пещер, разгадаете тайну старой некромантки, снимите древнее проклятье с племени орков и побываете в воображении умалишенного короля Пелагия III - а начальный квест так и не выполните. Одной глухой ночью, играя в прятки с призраком семилетней девочки (не спрашивайте), я вдруг понял: если на свете есть абсолютная свобода - не в демократическом смысле, а именно в ницшеанском, то вот ее самая точная эманация.

Про open world-игры говорят, что, мол, главный ее критерий - можно ли там ничего не делать. Если можно, то получаются шедевры в духе GTA и Morrowind. Если нельзя, то… ну зависит от обстоятельств, но вход в высшую лигу заказан в любом случае. В Скайриме ничего не делать - самое лучшее и полезное времяпровождение. Именно тогда мир приобретает пугающее сходство с реальным - вы просто крутитесь посреди событий: будь то жалобы стражника на ветреную жену или белый медведь, ловящий рыбу в реке; пространство искрится вокруг вас, а вы - в центре: иду красивый, двадцати-двух-левельный. Игра распадается на череду из героико-бытового эпоса: сварить суп, спасти пленницу, собрать грибы, достать со дна древний артефакт. Не ударяясь в эпичную «обливинскую» пошлость, «Скайрим» филигранно лавирует между двумя аспектами; в одной игровой сущности может спокойно уживаться спасатель Тамриэля и трудолюбивый фермер - такого даже в Morrowind не было.

Квесты также потеряли типичный фэнтезийный налет - нет, основная сюжетка, канонично бросается словами вроде  «избранный», «конец света» и «спасти мир», зато второстепенные миссии совершенно прекрасны. В таверне можно напиться с каким-то мутным незнакомцем - и очнуться на другом конце провинции, в храме; потом распутать любовный треугольник и мило побеседовать с говорящим псом. Из этих событий и состоит игра - казалось, ты всю жизнь страдал в этом бренном мире, чтобы однажды на рассвете забраться на вершину горы, увидеть северное сияние, схватиться за сердце и рухнуть вниз - потому что пару часов назад съел неизвестную гадость и ноги подкашиваются.

Побледневшие от любви

Стилистически, до Morrowind игра все же не дотягивается; тамошняя кокаиновая фантазия вообще трудноповторима (напоминаем, что гигантская блоха служила основным гужевым и перевозным транспортом) к тому же Кен Ролстон в проекте не учавствовал. Поэтому: чистенькая нордская архитектура, монументализм, пополам с упрощенным барокко - ситуацию спасают понятное дело горы и, представьте себе, березки с кружащими желтыми листьями. Несмотря на некоторые технические слабости, пейзаж притягивает к себе внимание словно пудовый магнит; иногда невозможно не остановиться и не восхититься красивейшей речкой впадающей в гордые воды Скайрима. Или заснеженными горами, цепляющими белесые облака, или березовой рощей на фоне северного сияния - есть, кстати, версия, что русскоязычные люди, увидевшие эту картину, превращаются в счастливое угукающее животное. Не знаю, не проверял.

А теперь позвольте немного лирики. Как известно, выход каждой свежей The Elder Scrolls сопровождается дикими истериками в фан-кругах - мол, эта новая упрощена, неинтересна, глупа и нет души. Так было после Dagerfall, так было после Morrowind; про Oblivion молчу. Skyrim, впервые в истории, может локализовать конфликт - настолько бережно он обращается с мифологией TES. Здесь есть «квартал серых» - любой Нереварин там чувствует себя как дома; в одной из хибар живет наследница известного дома Хлаалу: она контркультурно кладет на знатное происхождение и работает уборщицей в трактире. Тоскующий по «Забвению» найдет утешение в обществе последнего из «клинков»; а если сильно захочет, то отыщет любимого принца Шеогората. Если задуматься, компилятивность присуща «Скайриму» на метауровне - ведь пробуждение драконов сложилось именно из-за событий произошедших в прошлых частях TES; получается игра просто обязана примирить все разношерстные группки фанатов.

***

Да у Skyrim есть недостатки: интерфейс неудобный, анимация лиц оставляет желать, лошади превратились в атавизм. В горных массивах легко заблудиться, а зачаровывание артефактов стало истинным элитарским развлечением. Но, это что-то меняет? Человека, прожившего в игре больше сотни часов, разделившего с ней несколько счастливейших моментов  жизни - сильно волнует анимация лиц? Физика? Бедные торговцы? Громоздкое меню? Нет, конечно - убив первого дракона, он навсегда поселит в своем сердце, эту мерзлую, нищую но такую родную землю; гордым Скайрим станет ему второй Родиной, а на Родине, как известно, и воздух - лекарство.

Оценка GreatGamer: 9.8 из 10 (Шедевр)




Оценка игроков: 9.2 из 10

Всего проголосовали: 5




Что почитать об игре?
Прохождение игры Скайрим
Прохождение игры Скайрим
Михаил Елизаров, 25.06.2013
Очень много геймплея Skyblivion
Очень много геймплея Skyblivion
Василий Левандовский, 20.01.2023
​​Skyblivion выйдет к 2025 году
​​Skyblivion выйдет к 2025 году
Василий Левандовский, 17.01.2023
Гайд по игре Скайрим
Гайд по игре Скайрим
Василий Левандовский, 20.05.2015
Новые скриншоты Skyblivion
Новые скриншоты Skyblivion
Вадим Миллер, 03.03.2024
Превью игры Скайрим
Превью игры Скайрим
Михаил Карпекин, 31.01.2011
Что ещё почитать?
Sony отменила новую Twisted Metal
Sony отменила новую Twisted Metal
Вадим Миллер, 29.02.2024
Обзор игры Senua's Saga: Hellblade 2
Обзор игры Senua's Saga: Hellblade 2
Вадим Миллер, 20.01.2024
Умер создатель серии Dragon Ball
Умер создатель серии Dragon Ball
Вадим Миллер, 11.03.2024