Этот год оказался очень богатым на самое разнообразное кино: качественное, разочаровывающее и, что самое главное, удивляющее. Но в первую очередь хочется обратить внимание на радостную тенденцию того, что в российском кинопрокате стало появляться все больше фестивальных картин, показывая рядовому зрителю, какими необычными могут быть фильмы.
К сожалению, нас все ещё преследует проблема позднего релиза знаменательных картин. Например, «Маяк» Роберта Эггерса, который очень хотелось внести в список лучших фильмов, но это будет нечестно, так как в нашем прокате он появится только в феврале. Плюс достойны упоминания картины, вышедшие в начале года, но они уже получили свои «Оскары», так что мы не стали их вставлять, сделав отсчёт года с марта.
Но самым знаменательным в этом году оказалось восхождения стриминговых сервисов на Олимп кинематографа. Тот же Netflix умудрился выдать фильмы лучшего качества, не то что уступив, а даже переплюнув достижения голливудских коллег. Неужели стриминг захватит киноиндустрию? Надеемся, что они просто будут работать сообща, а мы продолжим получать искреннее удовольствие, как и получилось в этом прекрасном году. А мы, тем временем, приступаем непосредственно к оглашению результатов.
10 место – Джокер
Название в мире: Joker
Режиссер: Тодд Филлипс
В главных ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой, Бретт Каллен, Шей Уигэм, Билл Кэмп, Гленн Флешлер, Ли Гилл, Джош Пэйс
Жанр: триллер, драма
Премьера (мир): 31 августа 2019 года
Премьера (РФ): 3 октября 2019 года
«Джокер» уже успел стать самым громким событием года в киноиндустрии среди подавляющего большинства зрителей, с легкостью затмив по впечатлениям закрывающих фазу последних «Мстителей» и став самым кассовым фильмом на основе комиксов и с рейтингом «18+» в истории. Но на фоне такого хайпа люди не смогли понять, переплюнул ли Феникс Леджера, или перевернул ли Тодд Филлипс жанр «комиксных фильмов», потому что «Джокер» оказался вовсе не про Джокера, а скорее про Готэм.
Главный герой здесь – грязный, утопающий в страхе и ядовитой желчи обитателей город, смиренно ждущий своего спасителя. А прелесть картины именно в двойственном восприятии Артура Флека, виртуозно сыгранной марионетки, чей персонаж, по своей натуре сумасбродный и неказистый, грациозным и изящным танцем перемещается по страницам сценария под перехватывающий дыхание саундтрек Хильдур Гуднадоттир, постепенно приближаясь к предсказуемым, но все равно будоражащим пляскам на костях. Его вполне можно считать героем, этим «Джокер» и заставил власти переживать (в Америке на премьерных сеансах даже подсаживали копов в гражданском). Ведь что еще нужно в кинематографе, если не хорошая встряска.
9 место – Наркокурьер
Название в мире: The Mule
Режиссер: Клинт Иствуд
В главных ролях: Клинт Иствуд, Брэдли Купер, Лоренс Фишбёрн, Майкл Пенья, Дайэнн Уист, Энди Гарсиа, Элисон Иствуд, Таисса Фармига, Игнасио Серричио, Лорен Дин
Жанр: триллер, драма
Премьера (мир): 10 декабря 2018 года
Премьера (РФ): 28 февраля 2019 года
Клинт Иствуд, крайне знаковая и культовая фигура американского кино, уже давно с позиции актера переместился на режиссерское кресло и вполне успешно снимает качественные фильмы о сильных личностях, вдохновляясь своим нескончаемым патриотизмом. Правда, последнее время он решил переключиться с пилотов и снайперов на обычных людей, экранизируя более локальные истории. Да, «Наркокурьер» также основан на реальных событиях, а точнее, реальном персонаже – самом старом наркокурьере в истории, которому на момент задержания было 87 лет.
Знакомые с творчеством маэстро знают, что Иствуд не любит превращать все в балаган со спецэффектами, наоборот, у него всегда работает тонко выверенная психологическая драма старой школы, снятая преимущественно в серых тонах. «Наркокурьер» исключением не стал и даже превзошел предшественников тем, что Иствуд, не покидая пост режиссера, встал на передний план камеры, сыграв главную роль. Именно этот аспект меняет восприятие картины: зная натянутые отношения режиссера со своей семьей, возникает впечатление, что Иствуд снимает автобиографичное полотно, очень личную драму о раскаянии, раздумьях о пройденном пути и ошибках на нём.
Обычно актеров гримируют, чтобы они казались старее, а здесь Иствуд оказался настолько крутым, что сам по себе старше прототипа (на момент съемок ему было 88 лет). Всегда приятно увидеть такого мастодонта, но в душе наблюдать за ним в главной роли немножко больно. Не от образа или его актерской игры, а скорее от горького страха, что это может быть последний раз, когда мы наблюдаем перфоманс легенды на большом экране.
8 место – Дитя погоды
Название в мире: Tenki no ko
Режиссер: Макото Синкай
В главных ролях: Котаро Дайго, Нана Мори, Сюн Огури, Цубаса Хонда, Тиэко Байсё, Кана Ханадзава, Сэи Хираидзуми, Кана Итиносэ, Юки Кадзи, Рюносукэ Камики
Жанр: аниме, фэнтези
Премьера (мир): 19 июля 2019 года
Премьера (РФ): 31 октября 2019 года
Главная анимация этого года, новый шедевр Макото Синкая, снова о классических проблемах в современном мире, окончательно прогнувшем под себя старые традиции Востока. История о девочке, сумевшей подчинить себе погоду, оказалась философски взрослой и поучающей, напоминая нам о том, что на самом деле управляет настроением масс. Не забыли и про любовную линию, не такую напряженную, как в «Твое имя», но все еще увлекательную и чистую.
Но больше всего в «Дитя погоды» выделяется контраст технологичного мегаполиса с самой структурой природы. Заслуга Синкая в том, что его «золотой век» проходит здесь и сейчас, ему хочется не прикасаться к прошлому, а наслаждаться гармоничным сосуществованием молодого поколения с опутывающими Токио садами и ветвящимися живыми изгородями. Воссоздавая любимый город со скурпулезностью Вуди Аллена, Синкай отправляет зрителя в волшебное путешествие по искусственно созданным, но таким живым мирам.
7 место – Форд против Феррари
Название в мире: Ford v Ferrari
Режиссер: Джеймс Мэнголд
В главных ролях: Кристиан Бэйл, Мэтт Дэймон, Катрина Балф, Трэйси Леттс, Джон Бернтал, Ноа Джуп, Джош Лукас, Ремо Джироне, Рэй Маккиннон, Джей Джей Филд
Жанр: биография, спорт
Премьера (мир): 30 августа 2019 года
Премьера (РФ): 14 ноября 2019 года
Тут все просто. От души поэкспериментировав в «Логане», Джеймс Мэнголд сменил вектор режиссуры и создал классический байопик по всем законам и канонам, вот только вылизал его настолько идеально, что даже придраться не к чему. Рассказывая о соперничестве двух гигантов машиностроения (разных по подаче, но одинаково выдающихся), режиссер выводит на первое место человеческие отношения, настоящую дружбу и мораль того, что не все можно купить за деньги.
Но о смысловой нагрузке задумываешься в последнюю очередь, просто не успевая физически: картина вдавливает зрителя в кресло своим напором, запредельным качеством постановки и в очередной раз шикарной игрой Кристиана Бэйла, который снова и снова умудряется удивлять. Безусловно, «Форд против Феррари» – главное киноразвлечение года, которое не выветрится из головы даже спустя месяцы.
6 место – Однажды в Голливуде
Название в мире: Once Upon a Time... in Hollywood
Режиссер: Квентин Тарантино
В главных ролях: Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби, Эмиль Хирш, Маргарет Куэлли, Тимоти Олифант, Джулия Баттерз, Остин Батлер, Дакота Фаннинг, Брюс Дерн
Жанр: драма, комедия
Премьера (мир): 21 мая 2019 года
Премьера (РФ): 8 августа 2019 года
Выход нового фильма Тарантино – всегда праздник для киноманов. Тем более, когда режиссер собирает своих любимчиков во главе Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта. Тем более, когда Тарантино решает устроить небольшое заигрывание с историей, не такое радикальное, как в «Бесславных ублюдках», но достаточно освежающее восприятие прошедших событий. И уж тем более, когда он делает это с любовью (а когда было иначе?).
Впрочем, здесь Тарантино разошелся на полную. «Однажды в Голливуде» – буквально трёхчасовой учебник по киноиндустрии прошлого века, содержащий в себе сотни отсылок и признаний в любви самым разным деятелям, созданных для того, чтобы большая часть зрителей их не признала, а потом, завидев подробности в киношных группах, воскликнула «Шедевр!». И даже главные герои здесь используются как оммаж на вдохновителей Тарантино, чьи работы он неустанно копирует долгие годы и вполне гордится полученным результатом. Это и является показателем культового кино, которое на первых порах могут не принять, но потом обязательно распробуют и восхитятся.
5 место – Гив ми либерти
Название в мире: Give Me Liberty
Режиссер: Кирилл Михановский
В главных ролях: Лорен Спенсерm Крис Галуст, Максим Стоянов, Дарья Екамасова, Зоя Махлина, Дороти Рейнольдс, Шерил Симс-Дэниэлс, Стив Волски, Мишель Каспар, Бен Дерфель
Жанр: комедия
Премьера (мир): 24 января 2019 года
Премьера (РФ): 1 августа 2019 года
Картина Кирилла Михановского, давно эмигрировавшего из нашей необъятной родины в Америку, снята там же и является отчасти автобиографией собственных приключений режиссера. С успехом дебютировав на «Сандэнсе» и Каннском кинофестивале, Михановский добрался до российского кинопроката и поразил всех своим честным рассказом о том, как живется трем разным поколениям российских эмигрантов в «свободной» стране. Спойлер – не намного лучше, чем жилось бы где-нибудь еще, потому что проблемы у всех людей одинаковые.
«Гив ми либерти» – пронзительная драма о парне по имени Вик, водителе социального автобуса для людей с ограниченными возможностями, который однажды решает подвезти толпу своих русских стариков на похороны тети Лили. Жест доброй воли превращается в безумное роуд-муви: начальство грозит увольнением, пассажирка в инвалидном кресле постоянно кричит, дороги перекрыты протестующими, а пенсионерки, отвлекшись от обсуждения глупости митингов молодежи и боязни опоздать на поминки, достают баян и в унисон распевают «Let my people go».
Фильм просто необходимо смотреть в оригинале, ведь русская речь звучит так же часто, как американская, именно этим создавая атмосферу и душевность. Кто бы мог подумать, что можно вот так просто показать русских пенсионеров и афроамериканские семьи с неблагополучных районов, сделав это настолько уютно и без клюквы? Неужели для того, чтобы снять органичный фильм про русских американцев, нужно обязательно эмигрировать? Собственно, главное то, что Михановскому удалось. Удалось создать по-настоящему волшебное и такое живое кино о самых разных людях, о связи между ними, о любви и понимании, о принятии и терпимости.
4 место – Солнцестояние
Название в мире: Midsommar
Режиссер: Ари Астер
В главных ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен, Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер, Эллора Торчия, Арчи Мадекве, Хенрик Норлен, Гуннель Фред, Изабель Грилл
Жанр: хоррор
Премьера (мир): 24 июня 2019 года
Премьера (РФ): 18 июля 2019 года
Все любители фильмом ужасов уже разделились на два лагеря: одни ненавидят Ари Астера, другие его боготворят. Как бы то ни было, в прошлом году режиссер поразил всех своей дебютной «Реинкарнацией», которая (по моему и многих других) мнению стала лучшим хоррором года. «Солнцестояние» ни капли не похож на предыдущую работу Астера, единственное сходство в том, что это снова самый выдающийся и необыкновенный хоррор.
В картине при довольно простом сюжете крайне тягучая атмосфера, и эмоции, которые она дарит, выбивают из колеи похлеще любого ужастика. Этому отлично способствует как техническая часть (идеальный саундтрек и совершенно безумная операторская работа, стирающая грань между реальностью и галлюцинациями), так и игра главных героев, где каждый выдает ровно ту эмоцию, что нужна в данный момент. Флоренс Пью так вообще главное женское открытие года.
Ари Астер смог создать идеальный фильм о том, чего сейчас не хватает человечеству больше всего – эмпатии. Этот посыл сочится из каждой сцены, но в силу трендов нынешнего общества может восприниматься совершенно по-разному. Кто-то увидит пошлый юмор, другие найдут феминистские идеи, а большинство воспримет происходящее как банальный треш и стеб. Для таких людей и создан фильм, чтобы лишний раз тыкнуть в их отсутствующую способность сопереживать.
3 место – Паразиты
Название в мире: Gisaengchung
Режиссер: Пон Джун-хо
В главных ролях: Сон Кан-хо, Ли Сон-гюн, Чо Ё-джон, Чхве У-щик, Пак Со-дам, Чан Хе-джин, Чон Джи-со, Чон Хён-джун, Ли Джон-ын, Пак Со-джун
Жанр: триллер, комедия
Премьера (мир): 21 мая 2019 года
Премьера (РФ): 4 июля 2019 года
За свою историю о классовом неравенстве, рассказанную посредством одной очень ловкой семьи, Пон Джун-хо получил высшую награду Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь», первую в истории южнокорейского кинематографа. И это было лишь начало. Уже больше полугода «Паразитов» показывают в разных странах, все больше и больше нагоняя волны хайпа. Вполне заслуженно, знаете ли.
Это одна из тех уникальных картин, при просмотре которой начинаешь буквально захлебываться эмоциями от того, как стремительно меняется настроение повествования. То и дело ассоциируешь эпизоды «Паразитов» с творениями идейных вдохновителей: пародийное изображение различий социальных классов, заигравшее новыми красками после проектов Джордана Пила, резко сменяется тревожными нотками Хичкока, а то и вовсе пробирает до мурашек от сюжетных поворотов, поразительно схожих с некоторыми шедеврами Вильнева. Причем все это ни в коем случае не плагиат. На первый взгляд кажется, что режиссер не может определиться с направлением фильма, но на деле он настолько тонко препарирует жанры и так играючи преподносит материал картины, что этим невозможно не восхищаться.
«Паразиты» – единичный продукт упорной работы на стыке жанров, наполненный богатым моральным посылом и вполне доступный массовому зрителю. Пример картины, которая продвигает народное кино, впрочем, у кинематографа нет национальностей (если это не фильмы Иствуда).
2 место – Брачная история
Название в мире: Marriage Story
Режиссер: Ноа Баумбах
В главных ролях: Скарлетт Йоханссон, Адам Драйвер, Мерритт Уивер, Лора Дерн, Рэй Лиотта, Уоллес Шоун, Джули Хэгерти, Алан Алда, Марк О’Брайэн, Кайл Борнхаймер
Жанр: драма
Премьера (мир): 29 августа 2019 года
Периодически в кинематографе появляются особенные картины, способные выжать из зрителя все эмоции, работая в определенном диапазоне настроения. Естественно, происходит это крайне субъективно, но при правильной формуле фильма это работает безотказно. Последним таким у меня был «Манчестер у моря», но он оказался настолько опустошающим, что я все еще не решился его пересмотреть. Под определенным диапазоном настроения я как раз подразумевал то, что «Манчестер у моря», например, давит исключительно на грустные эмоции, но этого вполне хватало. Добиться подобного эффекта, задействовав все возможные настроения – совершенно новый уровень. Такой и оказалась «Брачная история» Ноа Баумбаха.
Совершенно классическую завязку сюжета в виде развода театрального режиссера Чарли (Адам Драйвер) со своей женой-актрисой Николь (Скарлетт Йохансон) Баумбах превращает в свой собственный театр изумительной обстановки, множества долгих планов и деталей, как неуловимых, так и подающихся в лоб. В какой-то момент фильм становится похож на краткий экскурс в судебную систему разных штатов США: пара прожила десять лет в Нью-Йорке, но родили ребенка и поженились в Лос-Анджелесе, родном городе Николь. Отсюда вытекают несостыковки с законами, вопросы о том, как делить сына, и вообще появление токсичности, которую пара пыталась избегать с самого начала развода. Но очень скоро Баумбах дает понять зрителю, что проблема этих отношений далеко не в законодательстве и жестких адвокатах (Лора Дерн как всегда прекрасна, хоть и играет свою роль из «Большой маленькой лжи»).
В первую очередь это кино о важности разговоров друг с другом. Режиссер ловко подводит к этому, раскидывая по хронометражу тонкие обстоятельства и моменты (заметные в тонко выверенной режиссуре кадров, нюансах актерской игры и вообще везде), к которым зритель с течением времени вернется, сложит картину воедино и не обнаружит ни одной лишней детали. Практически. За что-то можно зацепиться, некоторые ситуации можно поругать, этим «Брачная история» и прекрасна, ведь она так похожа на жизнь.
Даже та самая сцена с кульминационной ссорой идеально показывает банальную перепалку пары: необоснованные крики, глупые аргументы, оскорбления и слезы выглядят настолько по живому, потому что мы бы поступили также, и даже не спорьте. Баумбах возвел до абсолюта каждый сегмент и гармонично свел воедино, заставив зрителей умиляться, хохотать, злиться, поражаться и плакать. При всем этом «Брачная история» остается умной, поучительной и серьезной. Самый сильный актерский опыт этого года и лучший «жизненный» фильм.
1 место – Ирландец
Название в мире: The Irishman
Режиссер: Мартин Скорсезе
В главных ролях: Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши, Рэй Романо, Бобби Каннавале, Анна Пэкуин, Стивен Грэм, Стефани Курцуба, Джесси Племонс, Кэтрин Нардуччи
Жанр: криминал, драма
Премьера (мир): 27 сентября 2019 года
То, что «Ирландец» вообще вышел – уже чудо. Мартин Скорсезе, конечно, один из лучших и общепризнанных режиссеров современности, но его последний успешный фильм («Волк с Уолл-стрит») вышел аж 6 лет назад, а «Молчание» был (незаслуженно) пропущен как критиками, так и зрителями. Все-таки голливудским корпорациям нужна прибыль, и при всей статусности Скорсезе не совсем понятно, чего ожидать. Хорошо, что существует спасительный Netflix, работающий на износ. Именно они не побоялись выделить режиссеру, по общим оценкам, около 200 млн долларов, обеспечив карт-бланш и полную творческую свободу, что оказалось лучшим решением компании за все время существования.
Собрав старую гвардию в лице Де Ниро, Пачино и Пеши (последнего пришлось уговаривать более десятка раз) и дав им возможность сыграть свои лучшие роли последних (десятков) лет, Скорсезе создал монструозное трех с половиной часовое полотно, в котором нет ни одной лишней минуты. Это настоящее кино старой школы: сложноструктурированное, размеренное и бескомпромиссное. К «Ирландцу» нужно относиться как к мастерски написанному роману, ведь фильм погружает в свой мир разнообразных историй и утонченных персонажей настолько глубоко, что прощаться с ним совсем не хочется. При этом Скорсезе не пускается в самоповтор, скорее наоборот, он по-взрослому закрывает свою условную трилогию о мафиози («Славные парни», «Казино», «Ирландец»), рассуждая о плохой стороне бандитской жизни, одиночестве и, конечно же, смерти.
«Ирландец» – главное кинособытие этого года, настоящий праздник и один из лучших фильмов подходящего к концу десятилетия. Скорсезе уверенно ставит жирную точку в жанре мафиозных картин, задав коллегам заоблачную планку. Настоящий шедевр и истинный показатель мастерства. Такое кино уже не снимают. Спасибо, маэстро.