Жанр: драма, комедия, блокбастер
Премьера (мир): 21 мая 2019 года
Премьера (РФ): 8 августа 2019 года
Страна: Великобритания, США, Китай
Режиссёр: Квентин Тарантино
Сценарий: Квентин Тарантино
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби, Эмиль Хирш, Маргарет Куэлли, Тимоти Олифант, Джулия Баттерз, Остин Батлер, Дакота Фаннинг, Брюс Дерн
Возраст: 16+
Время: 161 минута
Бюджет: 100 000 000$
Слоган: «The 9th Film from Quentin Tarantino»
Оценка фильма: 9 из 10
В 2016 году Квентин Тарантино пообещал снять ровно десять фильмов, и после завершения работы над «Однажды в… Голливуде», своего девятого полнометражного фильма, он стал как никогда близок к завершению карьеры режиссёра. Новая картина Тарантино — квинтэссенция всего, за что полюбили режиссёра, и в ней прослеживается почерк всех его актуальных работ: «Бесславных ублюдков», «Омерзительной восьмёрки» и «Джанго освобождённого». Всего того, что он снимает последние десять лет.
Формально новое кино Квентина можно разделить на две непохожие части, сотканные единым звёздным составом актёров. Первая половина фильма занимает почти два часа, и тщательно знакомит зрителей с тремя главными героями — персонажами в исполнении Леонардо Ди Каприо, Брэда Питта и Марго Робби. Эта часть показывает героев в феврале 1969 года, а режиссёр наслаждается и упивается эпохой, духом и стилем того времени, несколько забывая о том, чтобы рассказывать какую-то конкретную историю. Вместо этого Тарантино заботливо экранизирует один из любимых периодов истории США, привлекая для этого множество своих фаворитов с громкими именами.
Вторая половина длится меньше часа, куда более сюжетно-насыщенна и повествует об августе 69-го, взяв за основу историю банды Чарльза Мэнсона и их ритуальной расправы с Шэрон Тэйт. Тарантино в свойственной ему манере переворачивает историю с ног на голову, в процессе выкрутив наизнанку и придав ей сигнатурный росчерк — этот трюк он успешно делал и в «Восьмёрке», и в «Ублюдках», создавая свой личный, авторский нарратив на базе исторических фактов.
Для Тарантиновского фильма в «Голливуде» очень мало экшен-сцен, но все те редкие драки и перестрелки, что есть — сочные, жестокие и запоминающиеся. Ультранасилие выдаётся строгими дозами, но жести тут предостаточно. Для примера достаточно вспомнить эпизод, в котором герой Ди Каприо поджаривает генералов Вермахта из огнемёта, выкрикивая истеричные ругательства в их адрес. Такая сцена легко бы вписалась в «Бесславных ублюдков», благо и свастик в обоих фильмах предостаточно.
Тем не менее, Тарантино придумал нечто любопытное — он создал несколько фильмов и сериалов внутри фильма, куда добавил своих звёздных героев. Питт дерётся с Брюсом Ли на съемках, у Робби большая роль в команде с Дином Мартином, а Лео меняет легендарных напарников по кадру, как перчатки — то Люк Перри, то Аль Пачино, то Курт Рассел. Потому что история про Голливуд требует голливудского размаха.
Пожалуй, «Однажды в… Голливуде» создал самый внушительный каст за всю историю кинолент культового режиссёра — да, здесь обошлось без Сэмюэла Джексона, но его отсутствие компенсируется огромным количеством других звёзд первой величины: из тех, кого ещё не назвали, нашлось место для Майкла Мэдсена, Тимоти Олифанта, Маргарет Куэлли, Брюса Дерна, Дакоты Фаннинг. И здесь нет случайных лиц, которые фигурируют в камео ради самого факта камео — под каждую звезду, приглашённую Тарантино, написана специальная, индивидуализированная роль. Вот все бы так снимали!
Для лучшего понимания «Однажды в… Голливуде» крайне желательно хоть немного знать исторический контекст, в который вплетён сценарий фильма — ранчо Спэн, «Семья» Мэнсона, сериал «Зелёный шершень» и другие вещи, без которых восторг будет неполным, а понимание таланта переноса городских легенд и реальных бандитов на большой экран — поверхностным. Так-то сюжет можно описать буквально одним предложением: теряющий популярность актёр и его друг-каскадёр пускаются на авантюры, чтобы заработать на красивую жизнь, а за их соседкой ведут охоту маньяки.
Невозможно забыть и финальную часть фильма, которая прощает режиссёру его намеренно неторопливую, обманчиво затянутую первую половину. Опытный зритель знает, что Квентин Тарантино оставляет на сладкое открытые развязки: судьбу мистера Розового в «Бешеных псах» или, например, неснятый финал истории Беатрикс Киддо. На этот раз оставленный в конце ребус получился на порядок любопытнее — впрочем, никаких спойлеров, кроме рекомендации дождаться единственной сцены в середине титров.
Пожалуй, это лучший фильм режиссёра со времён «Криминального чтива», и нам страшно представить, что сумрачный гений припас для своего прощального киношедевра. Уже сейчас понятно, что перед нами — новая классика современного кинематографа, не полюбить которую крайне проблематично.