Название в мире: Joker
Жанр: триллер, драма, криминал
Премьера (мир): 31 августа 2019 года
Премьера (РФ): 3 октября 2019 года, «Каро-Премьер»
Страна: США, Испания, Болгария
Режиссёр: Тодд Филлипс
Сценарий: Тодд Филлипс, Скотт Сильвер
Продюсер: Брэдли Купер, Тодд Филлипс
В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Джоли Чань, Марк Мэрон, Фрэнсис Конрой, Шей Уигэм, Мэри Кейт Малат, Брайан Коллен, Бретт Каллен
Возраст: 18+
Время: 122 минуты
Слоган: «Сделай счастливое лицо»
Похожие фильмы: Бэтмен: Начало, Темный Рыцарь, Темный Рыцарь: Возрождение Легенды
Оценка фильма: 9.2 из 10
Главный приз Венецианского кинофестиваля. Лучший актёр по версии международного кинофестиваля в Торонто. Россыпь наград и номинаций калибром поменьше — всё это «Джокер», заключительный фильм про «супера» в этом году. Особо интересно тут то, что это не очередное становление супергероя, как «Капитан Марвел» или «Шазам», которые мы видели в начале 2019 года. О, нет, «Джокер» стал полноценным психологическим триллером, рассказывающим о драматическом превращении неудачника Артура Флека в клоуна-короля преступного мира.
Два часа зрителям предстоит наблюдать за тем, как главный герой сходит с ума, натягивает улыбку на лицо через боль, и в конце концов осознаёт, что его жизнь — комедия, а не трагедия. Режиссёр Тодд Филлипс не стал прибегать к широкому касту знаменитостей — из действительно известных актёров он позвал лишь Хоакина Феникса и Роберта ДеНиро, которых мастерски противопоставил друг другу в одном из самых напряженных эпизодов фильма.
Тодд Филлипс отказался от жанровых клише, от дешёвых фокусов, уличной магии и суперсил неведомого происхождения, добившись того, что у него получился самый мрачный и реалистичный эпик про супера со времён «Бэтмена против Супермена» Зака Снайдера. Но сравнить фильм хочется в первую очередь с «Таксистом» — история самопознания будущего Джокера через саморазрушение сильно перекликается с великим кино-полотном Скорсезе. Благодаря этому весь фильм ощущается не как кино в киновселенной DC, а скорее как самобытная драма, в которой звучат знакомые фамилии и места, и при этом открыто цитируется культовый фильм.
Для внимательных зрителей экскурсия по Готэму и его окрестностям будет особенно приятна, тем более, что как раз сейчас Бэтмен празднует своё 80-летие — фильм покажет нам всех Уэйнов: Томаса, Марту и Брюса. Мы узнаем о тёмном прошлом матери Джокера и увидим психиатрическую лечебницу Аркема. Если продолжать список, то спойлеры неминуемы, поэтому достаточно сказать, что «Джокер» — это самобытный и местами слишком реалистичный триллер, в котором мало экшена, но очень много напряжения, саспенса и умелого нагнетания удушливости перед бурей.
Фильм является сольным произведением о происхождении сверхзлодея, и рассказывает одну конкретную историю без всяких заигрываний со зрителями. Возможно, поэтому в фильме нет сцен после титров, ведь Филлипс предпочёл оставить это друзьям из свиты Marvel.
Актёрская работа Хоакина Феникса находится на каком-то недостижимом уровне. Вы наверняка возненавидели этого злодея ещё в стареньком «Гладиаторе» 2000 года, но теперь Феникс постиг новые грани талантливой, харизматичной одиозности. В своём иррациональном, завораживающем безумии этот маньяк и психопат запросто становится на одну ступеньку и с Джеком Николсоном, и с Хитом Леджером.
Актёры второго плана призваны помогать ему в этом, но история всё-таки сольная, подчёркнутая драматизмом одиночества, поэтому для единственной актёрской единицы, сверхсилы для сверхзлодея, которая вступит с Фениксом в настоящую конфронтацию, пригласили играть ДеНиро. И он сыграл ничуть не менее гениально — эти двое устроили шоу, которое невозможно развидеть.
«Джокер» — штучное кино, причём его было бы интересно смотреть даже без драк, перестрелок и зверских сцен. Они хоть и здесь сведены до минимума, но ярко показывают озверевший, напрочь свихнувшийся вслед за Джокером Готэм-Сити.
Убедить кинокритиков в Венеции вручить «золотого льва», главную награду престижного кинофеста, психопату и маньяку из комиксов, который возводит психологическую пытку в искусство, убивает шутки ради и открыто «героизируется» режиссёром, явно испытывающим к злодею симпатию — дорогого стоит. Очень дорогого.
Пожалуй, уже сейчас можно говорить о том, что Филлипс снял один из главных фильмов 2019-го. Так грациозно и запоминающе про безумных преступников ещё не рассказывал никто и никогда.