Как бы разработчики ААА-шутеров не старались перепрыгнуть друг друга, пока у них получается только копировать уже существующие штампы. Конечно, мы не относим к этому утверждению такие игры, как Max Payne 3 или Alan Wake, а говорим исключительно о милитари-аттракционах, повествующих о подвигах неизменно бравых американских морпехов. У нас есть всевозможные Call of Duty, Battlefield, Medal of Honor, Ghost Recon, Rainbow Six и так далее и тому подобное. Но из года в год фанаты и пресса только разочаруются в продолжениях этих серий, ведь их производство поставлено на конвейер и инноваций в жанре почти нет. Игры ради искусства, а не денег, сейчас делают только инди-разработчики или такие люди как Американ МакГи и Питер Мулине. Коммерция разрушает стремление светлых умов творить и делать индустрию лучше. Попытки, само собой, время от времени проклёвываются, но они настолько слабы и невзрачны, что воспринимать их всерьёз всё равно не получается. Возьмём, к примеру, шутер малоизвестной немецкой студии Yager Development Spec Ops: The Line. Это тоже игра про тройку американских бойцов, про добро и зло, про моральный выбор и подобные пряники, но ещё она, как говорится, «про сюжет».
Песчаный апокалипсис
С самых первых минут Spec Ops: The Line подкупает местом действия. Это не опостылевший Ближний Восток, не Россия и даже не постапокалиптический Нью-Йорк, а ОАЭ. Точнее город Дубай. На дворе - ближайшие будущее, которое оказалось не совсем красочным для административного центра одноимённого эмирата: невероятных масштабов песчаные бури обрушились на город и в считанные дни мегаполис оказался почти полностью погребённым под тоннами песка и обломками небоскрёбов. Город начали стремительно эвакуировать, и со стороны Америки в зону бедствия был отправлен 33-й батальон армии США под командованием полковника Джона Конрада. Предполагалось, что Конрад и его подопечные организуют поддержку беженцам, вывезут остатки людей в безопасное место и уберутся восвояси, но что-то пошло не так. Связь с полковником и бойцами была утеряна, и стало очевидно, что случилось что-то нехорошее: либо весь батальон дезертировал, либо их всех убили. Причем первое не бралось во внимание, потому как послужной список и репутация у Конрада были безупречные. Армейские чины принимают решение отправить на поиски полковника трёх элитных бойцов спецотряда «Дельта»: Мартина Уокера, Луго и Адамса. Они прибывают в Дубай и понимают, что спасательная операция постепенно превращается в опасную и практически невыполнимую миссию. На этом всё, ведь Spec Ops: The Line - это один из тех немногих шутеров, которые способны удивить сюжетной линией.
Война в песочнице
Геймплей же, в целом, является весьма неплохим клоном Gears of War – только без перекатов. Прячемся за укрытиями, стреляем вслепую или прицельно, бежим дальше. Выглядит всё живо и интенсивно ещё и потому, что местный AI не даёт заскучать. После сюжета и графики, в список достоинств игры можно смело вписывать именно искусственный интеллект противника. Вражеские солдатики намертво прилипают к укрытиям (многие из которых разрушаемые), не брезгуют ближним боем и стреляют настолько точно, что даже на среднем уровне сложности некоторые моменты приходится переигрывать десятки раз. Помимо обычных солдат, которых придётся расстреливать просто вагонами, нам иногда будут подкидывать безумных камикадзе с ножами, которых порой не так просто поймать в прицел, элитных солдат отряда, и штурмовиков. Последние – привет из Modern Warfare 2 с её Джаггернаутами. То есть, это громила с ручным пулемётом, закованный в броню с ног до головы, который создаёт на поле боя очень острые ситуации. Так как Spec Ops: The Line является ещё и тактическим шутером, то Уокер само собой может раздавать своим подчинённым приказы прямо как в оригинальной Spec Ops. На деле этой фичей вы будете пользоваться только в обучении, ну и потом, может, случайно нажмёте среднюю кнопку мыши в разгаре боя – в ожесточённых перестрелках просто не хватает времени ещё указывать напарникам конкретные цели. Кстати если враги действуют ещё более-менее слаженно, то Луго и Адамс порой напоминают детишек, играющих в «войнушки» на стройке. Как они попали в Дельту – одному Аллаху известно. Во время нашего прохождения они постоянно бездумно лезли на рожон; приходилось рисковать собственной шкурой, чтобы спасти им жизнь. Если кого-то из напарников ранят, то у вас будет всего пара минут, чтобы добраться до него и поднять на ноги, иначе – рестарт с контрольной точки.
Кровавый курорт
Работает игра на старом-добром Unreal Engine третьего поколения, который до сих пор умудряется удивлять и радовать глаз шикарной графикой. Пейзажи в Spec Ops: The Line по-настоящему великолепны! Если первые сцены напоминают скорее декорации из миссии Uncharted 3: Drake’s Deception, где Натан оказывается в пустыне, то когда перед глазами постают громадные железобетонные скелеты покинутых небоскрёбов – захватывает дух. Половина перестрелок будет иметь место в этих самых небоскрёбах: где жили нефтяные магнаты и богатейшие туристы со всего мира. Поэтому на забрызганные кровью и мозгами баснословно дорогие гобелены, с которых до этого сдували каждую пылинку, нельзя взглянуть без иронии. Игра, раз уж зашла речь про кровь, очень жестока. Противников нещадно расчленяет взрывами от гранат, головы от попадания пуль лопаются, словно наполненные кетчупом воздушные шары, ну и приёмы ближнего боя не отличаются скромностью: Мартин запросто может раскроить кому-то череп прикладом, даже глазом не моргнув. Ещё в Spec Ops: The Line разработчики заострили внимание на страшных реалиях использования оружия массового поражения – белого фосфора. Наверняка кто-то ещё помнит со школьного курса химии, что этот элемент не только химически активен, но и весьма ядовит (вызывает поражение костей, костного мозга, некроз челюстей). Yager Development во всех красках передали, какие последствия могут быть при его использовании. Вообще за игру Уокеру придётся принимать несколько решений, которые в итоге повлияют на концовку (всего их четыре). На нашу долю выпадут настоящие моральные дилеммы. Придётся даже действовать наперекор уставу и решениям своих напарников, чтобы достигнуть цели. Так что местами Spec Ops: The Line превращается в самый настоящий Mass Effect.
Опасная трясина
Как мы уже сказали, графика в игре очень хорошая, но ещё больше наше внимание разработчики концентрируют на песке, его физике и применении против врагов. В превью мы писали, как Уокер обрушил на ждавших его отряд в засаде повстанцев лавину песка, так вот таких моментов в Spec Ops: The Line будет ещё достаточно. Иногда по ходу игры будет натурально меняться рельеф и ваш план передвижения к цели – вот только что, вы глядели на оформленное в викторианском стиле фойе гостиницы, а через секунду его заваливает песком и вы пробираетесь к вентиляции под потолком зала. Ну что ещё очень порадовало – так это следы от ног, которые на песке остаются. Мелочь – а приятно. В остальном же претензии можно предъявить к невнятной и местами кривой анимации персонажей и NPC.
Музыка пустыни
Описывая достоинства Spec Ops: The Line, нельзя не упомянуть о замечательном саундтреке. Редко когда в шутере перестрелки сопровождаются динамической музыкой, словно заезды в какой-то Need for Speed. Как это возможно? Просто один из протагонистов игры организовал в городе повстанческое радио и на всех базах противника, а то и просто посреди улицы, висят фантасмагорические связки из динамиков разной величины. Ведущий всё время комментирует наши действия, подначивая или насмехаясь над Уокером, а в «жаркие» моменты – развлекает отличной музыкой. По ходу игры вы услышите такие композиции как Deep Purple – Hush, Black Mountain – Stormy High, Alice in Chains – Rooster и даже Requiem Dies Irae Джузеппе Верди. Ну а тему из главного меню исполнил неподражаемый Джими Хендрикс. Все композиции чётко вписываются в атмосферу игры и выгодно подчёркивают характер событий, развивающихся в тот или иной момент.
***
Вывод получается весьма позитивным. Два фактора делают Spec Ops: The Line фаворитом этого сезона. Первый – это лето и традиционное затишье в игровой индустрии. Одновременно с игрой немцев в магазины завезли Tom Clancy’s Ghost Recon: Future Soldier, но она оказалась провальной, поэтому конкурентов у The Line сейчас просто нет. Второй фактор – это стремление разработчиков прыгнуть выше головы и сделать свой продукт отличительным от кучи перечисленных в начале статьи пробирочных шутеров. Ну, вот у них это и получилось.