Империя уничтожена, Титаны активно крушат все живое, безымянный герой Фаранги лежит пьяный в грязной комнатке богом забытой крепости - Risen 2 прощается с прошлым, подобно озлобленному эмигранту. Решение правильное - со времен Gothic 2, Piranha Bytes занималась деградирующим самокопированием и постмодернизмом; дело дошло до того, что Risen не был принят даже в российско-германской местности - а ведь там при слове «готика», употребленном в любом контексте, принято громко сходить с ума.
Risen 2 - попытка сказать что-то новое, приспособиться к актуальным веяниям игровой индустрии. Но в тоже время: игра несет на себе признак пород, консервативный лоск уважаемой серии - идеальное сочетание, если подумать.
If you love to sail the sea...
Подзаголовок "Dark Waters", вкупе с черепом на бокс-арте, наиболее точно отражают атмосферу Risen 2 - приключение, каждым полигоном, каждым кадром, кричащее о своей любви к пиратской романтике; герой не зря закрывает правый глаз черной повязкой. Забудьте про квазивестерн из оригинального Risen; здесь только морской ветер, блуждающий по тропическому острову, клады, зарытые под тысячелетней пещерой, индейцы, владеющие магией вуду ( если присмотреться, можно найти попугая). Цветовая гамма передает большой привет мейеровским Pirates! - все светлое, яркое, птички поют, волны играют бликами под гигантским солнцем. В данном случае, подзаголовок нагло врет - воды здесь бывают темными только в ночью в шторм. Даже сами острова внешне срисованы с Карибов, а случайные NPC носят сложносочинненые имена вроде Хосе-Мария-Фернандес. После фиаско Акеллы с Корсарами, таких игр очень стало не хватать - хотелось бы, чтобы Piranha Bytes не сплоховали.
Единственная претензия к графике - апатичные лица персонажей. Во время диалога они лениво открывают рот и, в общем-то, все - зато активно шевелят конечностями. Понятно, что в южных районах люди импульсивные, но, когда почтенный старец, рассказывая о какой-нибудь ерунде, эмоционально машет руками - честное слово, кажется, что бедняга жахнул повышенную дозу бутирата, и сейчас начнет кататься по полу, выкрикивая непотребства.
Понятное дело, если герой носит одноглазую повязку, ему светит судьба архетипичного Генри Моргана - в Risen 2 вы можете снарядить собственный корабль и стать его полноправным капитаном; причем командовать, вот неожиданность, людьми. На судно можно взять только определенный круг персонажей, а с собой в город - одного. Товарищ понимает несколько простых команд и может помочь в бою, но в пылу схватки рискует получить дубинкой по голове и проваляться на траве без сознания - сильно не надейтесь на. Получается такая усеченная партийная система, прозрачно коррелирующая со «Скайримом». Как и положено уважаемой немецкой RPG, в Risen 2 полно всяких фракций, и - да, вы можете брать миссии у любой. Однако, сразу никуда не возьмут - сначала надо заработать уважение, стать героем таверных сплетен, мечтой томных домохозяек и только потом. Работая на одну группировку, вы, скорее всего, испортите отношения с другой; но в любом случае, все дороги ведут к веселому роджеру; сюжет устроен так, что не стать пиратом не получится.
Оно, пожалуй, к лучшему - этим, хотя бы, объясняется деление игрового мира на острова. По карте разбросано множество крохотных очагов цивилизации: каждый со своими заботами, проблемами и внешним видом. Вы кочуете с острова на остров, решаете вопросы незадачливых аборигенов и стараетесь не сойти с ума - все-таки, такая система очень утомляет; надо держать в памяти архитектуру всех поселений. С другой стороны, цветастый архипелаг вносит изрядную долю новизны: в одну обойму вставлены разрушенные крепости и пасторальными островки; мельтешат жуткие пещеры и райские бухты. Оригинальному Risen этого сильно не хватало.
Боевая система, всю жизнь бывшая ахиллесовой пятой Gothic, в Risen 2 не то чтобы стала лучше, но значительно ушла в сторону. Теперь за спиной болтается мушкет, и чуть что - пуля в правый глаз. Баланс не нарушает - урон маленький, перезаряжаются долго; к тому же огнестрел слишком громоздкий и им банально неудобно пользоваться. Про магию, мельком упоминаемую в пресс-релизах, лучше вообще забыть - это непритязательная альтернатива мушкету.
Поэтому пользуемся старым проверенным методом - шпагой. Система «закликивания» никуда не делась, и все сражения превращаются в мини-игру на реакцию - кто первый на левую кнопку мыши нажал, тот и любуется распластанным трупом. Когда вас прессует двое (или более) врагов, самый разумный метод: побросать к чертям эти миссии и бежать на корабль - иначе готовьтесь к экрану загрузки. Или ищите возвышенность, и поливайте оттуда свинцом все живое; ничего, с годами, не меняется, как видите.
А жаль - по первым ощущениям, надо драться гораздо больше, чем раньше. За городскими стенами творится натуральная анархия: кучи бандитов, множество представителей обновленного бестиария и даже самодельные ловушки. Поймав вас в капкан, игра запускает незамысловатый QTE (дожили…) - поначалу сложно приноровиться, и save-load работает с удесятеренной силой. Risen 2 вообще сложный - даже по меркам немецких RPG.
С ролевой системой пока не очень понятно, но видна пугающая масштабность. Пять основных навыков - (фехтование, стрельба, выносливость, сообразительность, магия Вуду), к каждому по три таланта (фехтование бывает колющим, режущим и рубящим, ага) и бесчисленное количество отдельных навыков. Последние учатся только у тренеров, и то при достижении определенного уровня - непросто все.
***
Risen 2: Dark Waters выйдет через месяц и наверняка наведет шороха в профильных кругах - это приличная, глубокая игра, помнящая о давних традициях и обычаях. Забытая атмосфера пиратского приключения, возможность управлять своим кораблем, дух той-самой-готики - мимо этого фанаты, конечно, не пройдут. Другое дело: удастся ли Piranha Bytes втереться в доверие к казуалам, которых большинство? Тут вопросы - если Elder Scrolls удалось, в свое время, попасть в эпицентр игровых событий, то Gothic всегда казался пожилым динозавром, не успевающим за временем.