Те из вас, что исправно посещали уроки литературы в средней общеобразовательной школе, должно быть помнят такой термин - «оксюморон». Это когда сочетается не сочетаемое, сливаются противоречия, сплавляются антитезы; живой труп, горячий лед. Проблема оксюморона - если он встречается в жизни, не на бумаге - к нему непонятно как относиться: вроде и хорошо нельзя и плохо нельзя.
Risen 2, продолжатель немецких традиций, побочный предок «Готики», хрестоматийно описывает вышеупомянутый термин: он соткан из контрастов, больших и малых, значительный и еле заметных. Для немецких RPG – дело типичное, но Risen 2 даже на их фоне кажется перевертышем: редко встретишь такую халтурную и глупую вещь, в которую неинтересно, тяжело, и не за чем играть, но оторваться совершенно невозможно - часы летят один за другим, колонка выполненных квестов пополняется, скоро новую саблю куплю. Загадка-с.
Забудьте про цветастое фэнтези из оригинальных «Готик» и обесцвеченное фэнтези из первого Risen. Теперь вы - пират. Кругом острова, пиастры, пальмы и испанский акцент. Безымянный (имени для главного героя вновь не нашлось) обзаводится каноничной повязкой для глаз и высаживается на первом же клочке суши, натурально, в одних трусах - зато в сопровождении красивой брюнетки; пара шуток на тему в комплекте. Дальше разворачиваются типичные, очень знакомые для «рисено-готики», действия: чтобы заработать нужное количество уважения и денег, приходиться массово вырезать местную фауну кабанов. Например, заключенный просит выкрасть его сапоги из сундука стражника - на это, в сущности, пустяковое задание, надо угробить несколько часов за уничтожением невинных животных, и, только получив нужный уровень «славы», прокачать специальный параметр.
Боевая система совершенно не изменилась и по-прежнему представляет собой истеричное заклинивание с нарезанием кругов вокруг противника. Приложив огромные усилия, схватки можно выигрывать ни разу не поранившись - просто быстро жмете на нужную кнопку и стараетесь не повернуть героя в противоположную сторону. Со временем научитесь пользоваться огнестрелом – тогда любая битва превратится в «кто быстрее спустил курок». Жаль - ведь в Risen 2 потенциально неплохая ролевая система: множество способностей и умений; только половина из них приносит пользу лишь в теории.
Тем не менее, на начальных уровнях довольно проблематично отбиваться от кабанов. Приходиться Часами. Махать. Саблей. Потому, что изначальная подготовка Безымянного (который, вообще-то, герой Фаранги и пережил больше, чем персонажи летних боевиков) не позволяет красться и воровать; стрелять из ружья и убеждать людей. Парень будто заново родился - и первые десять часов мы учим его тому, что в нормальных играх делается за стартовую тридцатиминутку. Квесты, аккуратно перенесенные из оригинальной Gothic, в 2012 году смотрятся даже не дико - а невероятно; если б не дубовая самоуверенность Risen, можно было бы принять за постмодернизм. Как вам губернатор, за 300 золотых (копейки, в общем-то) отправляющий персонажа на другой конец острова убить трех рабов?
Не обманывайтесь антуражем – Risen 2 хоть и сменил декорации, но, по сути, остался прежней игрой; пиратская тематика лишь влияет на внешний вид. Здесь нет загадок, тайн и зарытых сундуков со скелетами – острова пусты, а в редких поселениях можно найти только скучающих NPC, хлещущих текилу. Возможность снарядить свой корабль оказалась напускной ерундой – просто нанимаете команду, которую даже с собой в город нельзя взять. В итоге, от пиратской тематики остается упомянутая повязка и дурацкий сусальный фон – маловато, не находите?
К тому же Risen 2 банально устарел. Идеи, кочующие из игры в игру, приобрели затасканный вид и давно не актуальны – например, здесь чудовищные диалоги. Персонажи с одинаковыми лицами активно машут конечностями, кривляются и давят натужные эмоции – ощущение, будто попал на отборочный тур «Минуты Славы». Вариативные диалоги, вроде бы сотню лет назад ставшие обязательным стандартом для любой уважающей себя RPG, в Risen 2 просто отсутствуют. Нет, конечно, вы можете по-разному начать беседу но конец будет всегда одинаковый. Да какая вариативность – речи персонажей даже нельзя пропустить: видимо, разработчики посчитали демонстрируемую анимацию настолько прекрасной, что и не задумались о желании игрока ее проигнорировать. К тому же, игра умудряется жутко тормозить там, где Mass Effect 3 идет преспокойно - немецкие проекты всегда так, конечно, но раньше у «Пираний» хоть было на что посмотреть. Здесь же все замыто дешевым блюром, пополам с кислотным солнечным светом - если посмотреть вверх, глаза слезятся.
А теперь про оксюморон и финальную оценку. Штука в том, что несмотря на все вышесказанное, Risen 2 затягивает. Это невозможно, нелогично и неправильно - но это так. Хочется пройти все миссии, найти (и убить!) всех cбежавших рабов, перепить всех таверных бездельников и собрать всю команду. В недрах Piranha Bytes варится какой-то запретный эликсир, который они щедро льют в свои проекты он, видимо, и заставляет на протяжении десяти лет играть в более-менее одну игру. А если серьезно, то немцы смогли захватить какую-то важную часть русской души, и довольно длительный срок успешно играть на ее струнах; если вы сравните оценки западных изданий и российских, то разница будет впечатляющей - понятно в чью пользу.
***
Risen 2 не содержит ничего нового, вчистую проигрывает всем важным RPG этого (и прошлого) года, что, однако, не мешает ему занять свою нишу в видеоигровой вселенной. Другое дело, что когда-нибудь это закончится - людям надоест играть в одно и тоже и Piranha Bytes окажется в неловкой ситуации, из которой, как показывает практика, не вылезти.