Название в мире: Tenet
Жанр: фантастика, боевик
Премьера (мир): 22 августа 2020 года
Премьера (РФ): 3 сентября 2020 года, Каро-Премьер
Страна: Великобритания, США
Режиссёр: Кристофер Нолан
Сценарий: Кристофер Нолан
Продюсер: Томас Хэйслип, Кристофер Нолан, Эмма Томас
Оператор: Хойте Ван Хойтема
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Клеманс Поэзи, Фиона Дуриф, Майкл Кейн, Эндрю Ховард, Уэс Чэтэм
Возраст: 16+
Время: 150 минут
Бюджет: $205 000 000
Слоган: «Время уходит»
Похожие фильмы: Начало, Престиж, Интерстеллар, Грань Будущего, Тринадцатый этаж, Матрица, Похитители прошлого, Патруль времени
Оценка фильма: 8.5 из 10
«Довод» — новый фильм Кристофера Нолана, ставший одиннадцатой лентой в карьере титулованного режиссера. Нолана часто и не без основания называют гением: 6 лет назад он снял «Интерстеллар», 10 лет назад вышло грандиозное «Начало», а между текущим моментом и «Престижем» нас разделяет уже 14 лет. Каждый из этих фильмов по-своему уникален и важен для понимания замысла, который кинодел вложил в свою новую картину — научно-фантастический экшен, в сердце которого есть нечто необъяснимое. То, что заставит зрителей пойти на «Довод» во второй раз.
По ряду причин в 2020 году наметился заметный дефицит кинохитов, поэтому фильм Нолана оказался в тесной компании важнейших лент года, наряду с «Джентльменами» Ричи и «Дюной» Вильнёва. Каждого из трёх режиссёров этих картин неоднократно называли гением современного кино. Но ни Ричи, ни Вильнёв не смогли сделать то, что удалось Нолану уже минимум дважды — создать запутанную картину, после которой хочется отправиться на YouTube и найти ролик с пояснениями из серии «Что же это было?».
Режиссер сплетает элементы триллера, боевика и научной фантастики, причём первые полчаса кажется, будто смотришь очередной фильм из серии «Миссия невыполнима», где роль главного агента вместо Тома Круза почему-то играет Джон Дэвид Вашингтон. В какой-то момент Нолан аккуратно знакомит зрителей с инверсией, своеобразной интерпретацией путешествия во времени. Вот только персонажи никуда не путешествуют — грубо говоря, с помощью чудо-технологии время двигается вспять. Так, герои из будущего двигаются в «обратном направлении» к событиям и героям из прошлого, вмешиваясь в ход истории. Нам уже в начале фильма показывают «осколки грядущей войны».
Инверсию уже показывали в трейлерах на примере пули, вылетающей из цели обратно в дуло пистолета. Благодаря этой фишке традиционный и знакомый зрителю по Борну, Бонду и Ханту формат преображается до неузнаваемости. Все привычные элементы боевика про суперагента вроде бы на месте, но ко второй половине фильма у зрителя голова идёт кругом, потому что Нолан прямым текстом говорит — для «Парадокса убитого дедушки» нет решения. Мы не можем узнать, что произойдет, если путешественник во времени убьёт собственного биологического деда.
Съёмки «Довода» происходили в условиях строжайшей секретности в семи странах мира. Главный герой, международный шпион, путешествует между локациями чаще, чем Питер Паркер из «Человек-паук: Вдали от дома». Его цель — предотвращение Третьей мировой войны и армагеддона, с которым напрямую связана эта самая инверсия. Оказывается, инвертировано может быть всё что угодно — от пули или слитка золота до любого живого организма и даже самого мира. Вот только полная инверсия мира приведёт к гибели человечества, проблеме, которую предстоит решить команде из Джона Вашингтона, а также Роберта Паттинсона и Элизабет Дебики.
Незачем нагружать вас спойлерами, а без них давать актерам оценку конкретно в этом фильме тяжело. Но каждый из персонажей по-своему прекрасен, показывая дихотомию добра и зла, которая есть в каждом из нас. Нолан умудряется удивить тем, что вроде бы приходишь на один фильм, смотришь его, формируешь ожидания, а в итоге получаешь нечто иное. Нечто такое, чего ещё не видел. И вдобавок ко всему, знакомая зрителям по «Стражи галактики 2» и «Агенты Анкл» Дебики умудряется на время отойти от своего вечного амплуа хитроумной стервы и показать полную противоположность тем ролям, в которых её привыкли видеть. И, конечно, тем, кто ждёт нового «Бэтмена» будет приятно взглянуть на Паттинсона в роли хладнокровного экшен-героя.
«Довод» — главный повод со времен «1917» пойти в IMAX-кинозал еще и потому, что это завораживающее зрелище. Нолан смог наделить инверсией лишь часть событий и действующих лиц, но инвертированные приключения не происходят в какой-то параллельной вселенной или альтернативном таймлайне. Режиссёрская сила кроется тут в том, что автор сумел совместить две противоположности на одном экране. Показывая и начало, и конец, движущиеся друг к другу с одинаково бешеной скоростью, в то время как зритель пытается разгадать ребус-палиндром. К слову, и в оригинале, и в локализованной версии названия «Довод» не случайно является этим самым палиндромом.
Пожалуй, «Довод» можно назвать фильмом-событием, и не только отдельно взятого летнего сезона. Кто еще смог снять псевдо-«бондиану» с научной фантастикой и столь реалистичным форматом, скрупулезным до мелочей?
Конечно, к фильму можно предъявлять претензии по разным вопросам, начиная от злодея из секретного советского города «Стальск-12» и заканчивая затянутым, иногда слишком механическим повествованием, темп которого в середине заметно просаживается, а герои проговаривают лишние вещи, чтобы зрители не взвыли от недоумения. Можно, и без особых проблем, но делать все это не хочется хотя бы потому, что новая картина Нолана удивляет, цепляет, заставляет задуматься и, возможно, купить билет на повторный сеанс. А что же сам режиссёр? Всё ещё гений!