Название в мире: 1917
Жанр: военный, история, драма
Премьера (мир): 4 декабря 2019 года
Премьера (РФ): 30 января 2020 года, «UPI»
Страна: Великобритания, США
Режиссёр: Сэм Мендес
Сценарий: Сэм Мендес, Кристи Уилсон-Кернс
Продюсер: Брайан Оливер, Джеб Броди, Рикардо Марко Буде
Оператор: Роджер Дикинс
В ролях: Дин-Чарльз Чепмен, Джордж Маккэй, Дэниэл Мейс, Колин Фёрт, Пип Картер, Энди Аполло, Пол Тинто, Josef Davies, Билли Постлтуэйт, Гэбриел Акувудике
Возраст: 16+
Время: 119 минут
Бюджет: $90 000 000
Слоган: «Время — наш главный враг»
Похожие фильмы: Дюнкерк, Спасти рядового Райана
Оценка фильма: 8.2 из 10
На днях фильм Сэма Мендеса «1917» получил главный приз Американской гильдии продюсеров. До этого — два «Золотых глобуса» и россыпь статуэток калибром поменьше. Общее количество выигранных наград еще до того, как фильм дебютировал в большинстве стран, а также десять номинаций на «Оскар» намекают на то, что Мендес может превзойти успех своей давней «Красоты по-американски». Проще говоря, шансы на главные статуэтки от американской киноакадемии у «1917» сейчас выглядят лучше, чем у ключевых конкурентов.
Этот фильм — удивительное повествование, снятое одним кадром, словно «Бёрдмэн». Оно обманчиво начинается как приключения Фродо Бэггинса и Сэмуайза Гэмджи, затем превращается в философскую притчу о выживании на руинах, подобную «Сталкеру» Тарковского, а затем становится тем, чего ждали зрители после трейлеров. А конкретно — лучшим за долгие годы фильмом о войне, который запросто впишется в один ряд с «Спасти рядового Райана», «Апокалипсис сегодня» и «Цельнометаллическая оболочка».
Сэм Мендес снял двухчасовой хоррор, который смотрится непрерывным кадром на одном дыхании. Паузы делаются только во время контузии кого-то из главных героев: Блейка (Дин-Чарльз Чэпмен) и Скофилда (Джордж Маккей). Кстати, о них. События картины разворачиваются в апреле 1917 года. Место действия — Западный фронт. На одном из участков войны войска Германии отступили, и батальон должен занять позиции. Но благодаря аэроснимкам командование армии выясняет, что отступление было ложным маневром. На самом деле, отступившие войска окопались на линии Гиндебурга и готовят англичанам убийственную ловушку.
По сюжету, генерал Эринмор (Колин Ферт) отправляет со срочной депешей на фронт двух бойцов. У одного во 2-м батальоне Девонширского полка служит родной брат, поэтому миссия по доставке послания от доставить послание от Эринмора является личным и очень важным заданием. В донесении приказ генерала об отмене наступления, и в случае, если это послание не попадет в руки полковника Маккензи (Бенедикт Камбербетч) вовремя, во время наступления погибнут 1600 человек.
То, что происходит дальше, описывается фразой «ужасы войны». Трупы людей и животных. Разрушенные деревни и дома. Выжженная земля. Одичавшие люди и жалкие уцелевшие. Мендес ведет героев сквозь все эти неприглядные стороны Первой мировой, не тыкая каким-либо излишним натурализмом, насилием или сценами пыток в неподготовленного зрителя. В этом смысле фильм противопоставлен кровавым «Взводу» Стоуна или «Чистилищу» Невзорова. И хотя это кинодраматический хоррор, смерть и тлен показаны тут буднично, как нечто само собой разумеющееся для 1917 года.
Когда я смотрел «1917», то больше всего параллелей было с советским фильмом «Иди и смотри», который рассказывал трагедию деревни Хатынь. У Сэма Мендеса своя «Хатынь» — разрушенный бомбардировками городишко Экуст, по которому бродят призраки неупокоенных жертв войны и их палачей. И как же страшно было смотреть за странствиями героев, на последствия путешествия которых намекает генерал при первой и единственной встрече.
Мендес собрал по-настоящему звездный ансамбль актёров для фильма, и с ним же связано огромное разочарование. У таких актёров, как Бенедикт Камбербетч, Эндрю Скотт (Мориарти из «Шерлока») и Марк Стронг (злодей из «Шазама») слишком мало экранного времени, при этом видно, что актёрам есть, что подарить фильму и зрителю. Но все они появляются на считанные минуты и не задерживаются, чтобы не украсть время у Блейка и Скофилда.
Про каждого из главных героев скажу одно: эти персонажи не те, кем кажутся на первый взгляд, и прекрасно проработаны со сценарной точки зрения. В них банально веришь и привязываешься по ходу путешествия больше, чем к Тому Хэнксу в его самой «военной» роли. Лишь роль Колина Ферта производит впечатление монолитной и законченной. Бравый ветеран играет себя же из «Kingsman», но одним веком ранее.
Режиссёр выступил сразу в нескольких ипостасях — и продюсера фильма, и сценариста. Поэтому, наверное, и получилось так хорошо, потому что в творческий процесс никто не ввязывался. А в основу сюжета была положена история, которую Мендес услышал от своего деда. Во времена Первой мировой тот служил посыльным в британской армии, и пережил события аналогичные тому, что происходит с закадычными друзьями в фильме.
Собственно, предъявлять какие-то претензии к одному из лучших фильмов про войну глупо. Но некоторые вопросы всё же остаются. Например: почему этот фильм не вышел к 100-летию окончания Первой мировой? Или — почему единственный «оригинальный» поворот сюжета угадывается через 10 минут после начала? Или — почему режиссёр так жалеет своих героев, словно они не играют по правилам настоящей войны? Или — а почему нет того сухого интеллектуализма, который свойственен для фильмов про войну в XXI веке («Дюнкерк» и др)? Вопросы, вопросы.
Если вы любите фильмы о героизме и мужестве, о настоящих подвигах без приторного вкуса супергероики в стиле «Ярости» 2014-го, или же если вы любите атмосферное, роскошно снятое и погружающее в себя кино про болезненную и ужасающую мясорубку под названием «война», то «1917» пропускать нельзя. Хоть и смотреть будет страшно.