Название в мире: The Gentlemen
Жанр: боевик, комедия, криминал
Премьера (мир): 3 декабря 2019 года
Премьера (РФ): 13 февраля 2020 года, «Вольга»
Страна: США
Режиссёр: Гай Ричи
Сценарий: Гай Ричи, Айван Эткинсон, Марн Дэвис
Продюсер: Айван Эткинсон, Билл Блок, Гай Ричи
Оператор: Алан Стюарт
В ролях: Мэттью МакКонахи, Чарли Ханнэм, Мишель Докери, Джереми Стронг, Лайн Рени, Колин Фаррелл, Генри Голдинг, Том Ву, Чиди Аджуфо, Хью Грант
Возраст: 16+
Время: 113 минут
Слоган: «Criminal. Class»
Похожие фильмы: Большой Куш, Карты, деньги два ствола, Рок-н-ролльщик, Револьвер
Оценка фильма: 7.7 из 10
Режиссёр Гай Стюарт Ричи получил феноменальную популярность после того, как совместил криминальные драмы с нешаблонными экшенами и колоритными бандитами. Уверен, при упоминании имени режиссёра многие в первую очередь вспомнят его ранние работы: «Большой куш», «Карты, деньги, два ствола» и, наверное, «Револьвер». В 2020 году Ричи решил вернуться к корням — взял лучшее из своих классических боевиков про стрит-гангстеров, и замешал десятки самоцитат в один большой слоёный торт.
«Джентльмены» — классический экшен от Ричи с элементами черного юмора и нетривиальными ситуациями. Только за первую половину фильма зрителям расскажут о том, как шантажировать человека, накачав его коктейлем из виагры с экстази, и подсунув ему огромную свиноматку, как мочиться на труп собственного босса и как накормить криминального авторитета таким супчиком, чтобы он потом со всей силы выплевывал собственные внутренности перед ошалевшими зрителями.
Очередная работа Гая Ричи «Джентльмены» является историей про то, как культовый режиссёр снова повторил «Большой куш», пригласив полдюжины звёзд на все ключевые роли воротил преступного андеграунда. Важные шишки строят свои многоходовочки, и каждый пытается перехитрить и запутать своего врага. Планы наслаиваются друг на друга, начинается хаос, и разгрести его могут только лучшие из лучших решал.
Больше всего новый фильм Ричи напоминает ранние картины самого режиссёра, но несколько раз пропущенные сквозь сито оператора-перфекциониста. А ещё: экшены «Перестрелка» (2016) за счёт смешения враждующих культур и этносов в одном закрытом пространстве, и «Слоеный торт» (2004), который до сих пор остается классикой жанра криминальных комедий про бандитов. Мало того, что там снимаются «ричиевские» любимчики типа Декстера Флетчера, так ещё и сюжет схож.
Как и герой Дэниела Крейга в фильме 2004-го, ключевой персонаж «Джентльменов» хочет выйти из большой игры, выгодно завершив карьеру наркобарона — живым и при этом богатым. Но Мэттью Макконахи в роли Микки Пирсона далеко не единственная фигура в этом хитросплетении интересов, где каждый норовит оторвать кусочек от бизнеса «царя зверей», с которым постоянно себя сравнивает Микки.
По сути, фильм фокусируется вокруг наркобизнеса Пирсона и акул, которые хотят этот бизнес прибрать к своим рукам, причем способы у всех разные. Так, персонаж Хью Гранта вымогает у криминальной организации деньги, собрав чемодан с компроматом на Пирсона и его команду, герой Эдди Маршана пытается раскрутить историю в прессе, уничтожив репутацию главного «льва», а Джереми Стронг вообще нанимает команду подручных, которых называет «крабами Моссада», чтобы обесценить подпольный бизнес и купить его за копейки. И это — на фоне борьбы граждан Англии и США за передел криминальных зон влияния. Вдобавок ко всему, есть жестокая китайская мафия со своими нетрадиционными методами ведения войны.
Ричи делает ставку на три вещи: остроумные диалоги в стиле Тарантино (они тут есть), нешаблонный экшен (его мало, но зато он сделан в духе времени) и откровенные шок-сцены (в основном они происходят за кадром), но с ними задалось хуже всего — в новом веке режиссер явно старается беречь психику зрителей, поэтому фаны «Олдбоя», например, рискуют уйти из кино разочарованными. И в качестве финального ингредиента вся эта смесь приправлена мощным саундтреком от The Jam, Tony K и Chris Benstead. Внимательные и благодарные зрители даже в музыке найдут пасхалки, например, отсылку к музыке Wu-Tang Clan, которую Гай Ричи котирует явно выше, чем Мадонну.
Весь фильм мы наблюдаем, как одни персонажи пытаются перехитрить друг друга, а другие — калибром поменьше — устраняют последствия этих действий. Среди актеров хочется в первую очередь отметить игру Макконахи, безумного и больного ублюдка, который сохраняет хладнокровие альфа-хищника. Не отстают от него Чарли Ханнэм, бандит-интеллектуал со склонностью к размышлениям о жизни, и Колин Фаррел, блистательно сыгравший тренера трудных подростков, который не прочь побыть гангстером в свободное от спортзала время.
Впрочем, любимчики среди актёров в этом фильме могут быть у всех свои — Хью Грант в роли шантажиста или Генри Голдинг в качестве китайского мафиози по прозвищу «Сухой глаз» ничем не хуже вышеупомянутых Ханнэма и Фаррела. Переходя к сути, хочу сказать, что на самом деле, «Джентльмены» — старые песни Гая о главном. И хотя режиссер переносит действие в современный антураж со всеми технологиями, вокруг которых можно построить новые гэги (о том, как братки ловят гопников с компроматом на мобильниках), мы всё равно наблюдаем что-то похожее на классический Snatch.
Время подвести итоги. После таких откровений, как «Аладдин» или «Меч короля Артура», от режиссера Ричи никто уже не ждет хорошего кино. И тем приятнее удивляться, когда у некогда скандального мувимейкера получается бодрое возвращение к гангста-тематике. По большей части «Джентльмены» являются миксом из старых идей, проверенных сюжетов и знакомых трюков.
Но вот пересобрать их у Ричи получилось красиво — поэтому и оценка высокая, и впечатления почти приятные. Только вот меня не покидает ощущение, что этот фильм в большей степени ремейк, чем новое кино. В отличие от «Ирландца» Скорсезе, Гай Ричи просто осторожно и бережно переснял свои ранние работы с новыми лицами и технологиями. Без лихих экспериментов, без дерзкой новизны — и вот это послевкусие как раз удручает.