Время от времени выходят игры, которые поднимают игровую планку своего жанра чуть выше, заслоняя все то, что считалось эталоном данного жанра. Происходит это, конечно, не так уж и часто, как этого хотелось бы нам, геймерам, но зато ожидание окупается с лихвой. Half-life получился именно такой игрой, ставшей в последствии культовой. Именно он стал первым детищем тогда еще мало кому известной компании Valve, и он её и прославил. Получив множество наград от различных журналов и издательств, Half-life заложил принципы, которые успешно экплуатируются даже в современных шутерах от первого лица.
Разработчики из Valve очень серьезно подошли к своему первому проекту. Было много чего задумано и анонсировано, но мало кто верил в успех новичков. Однако нашлась все-таки одна компания - Sierra On-Line, которая решила стать издателем столь амбициозного проекта и, как мы уже знаем, не прогадала с выбором. В основу Half-life был взят движок Quake. Он был сильно модифицирован, в частности была добавлена скелетная анимация персонажей. Это открыло новые возможности перед разработчиками, что вылилось в одну из главных особенностей проекта, отличавшего его от игр того времени. Речь идет о способе подачи сюжета – здесь нет ни одного видео-ролика или всплывающих текстовых вставок. Все игровые моменты полностью заскриптованы, тем самым игрок не отвлекается от происходящего на экране, полностью проникаясь во все сюжетные перипетии. Надо отметить, что задумка удалась. Я помню, как в первый раз запустил Half-life и настолько увлекся игрой, что не заметил, как вечер пролетел в одно мгновенье. Да что там говорить, даже сейчас, спустя столько лет, я снова установил игру, и не без удовольствия пробежался по старым локациям. Кстати о локациях. Half-life не содержит разделения на уровни. Весь мир – одна большая карта, разделенная на участки. И в зависимости от того, где находится игрок, загружается нужная часть местности. Ну и нельзя не отметить искусственный интеллект противников, да и союзников тоже. В игре есть кто-то, кто не враждебен к нам, а наоборот – будет помогать нам в какой-то мере. Но вернемся к ИИ. Прописан он очень хорошо, но в рамках своего времени конечно. О командных действиях и обходах сзади говорить ещё рано, но вот закидывать вас гранатами и прятаться враги умеют.
Главным героем игры, тем, чью «шкуру» мы примерим и с кем мы будем ассоциировать себя до самого конца, является молодой перспективный физик с амбициозным именем Гордон с не менее звучной фамилией Фриман. Заметьте, не брутальный качок, а рядовой сотрудник одной лаборатории, пускай и секретной. И вот одним самым обычным утром Гордон, как обычно, пришел на работу. Он даже и не подозревал, как сильно перевернет этот день всю его жизнь. В ходе стандартного эксперимента по анализу некоего загадочного кристалла случается сбой в системе, происходит взрыв и открывается портал в чужое измерение, обитатели которого оказались крайне недружелюбными. По традиции правительство пытается скрыть результаты своей деятельности, посылая группу зачистки. Спасение ученых не входит в их планы, так что не только от иноземщины предстоит нам спасаться. Но как-то выбираться Гордону из этого ада нужно. Берем монтировку и пробиваем себе путь к свободе, которой нам так и не удастся обрести. Сюжет хоть и кажется простым, на самом деле куда глубже, и для полного понимания картины придется собрать воедино много мелких деталей. Для написания сценария игры был приглашен известный писатель Марк Лэйдлоу, который прекрасно справился с своей задачей. Марк продолжил сотрудничество с Valve, и именно он написал сюжеты для таких “гигантов”, как Portal, серия Left 4 Dead и, конечно же, Half-Life 2. А вот вам интересный факт: бородка Марка полностью совпадает с бородкой Фримана. Причем в самом начале игры в одном из шкафчиков можно найти несколько книг все того же Лэйдлоу. И таких паскалок в игре достаточно много. Однако все же Гордон Фриман получил свое лицо от другого человека, точнее группы людей. Были взяты фото в профиль и анфас Грега Куммера, Эрика Кришмера, Дэвида Спейрера, Келли Бейли (сотруники Valve) и совмещены в одно лицо, которое и досталось Гордону.
Много усилий со стороны девелоперов было отдано дизайну уровней в Half-life. Все объекты выглядят так, как и должны выглядеть объекты в секретных лабораториях, т.е. так, как мы себе их и можем представить исходя из логики вещей. Продвижение по сюжету не требует скоростного нажатия или удерживания определенных клавиш, что в последнее время стало определенным штампом. Зато во многих местах без применения мысленных усилий дальше не продвинуться. К примеру, в одной локации есть треклювый монстр, который не дает нам пройти дальше. Если приглядеться, то можно заметить прямо над ним ракетные двигатели. Вроде все ясно, включаем двигатели, и чудовище сгорает. Нажимаем на кнопку активации, и… ничего. Отругав судьбу как только можно, смотрим на панель рядом и замечаем, что индикаторы подачи топлива, питания и кислорода неактивны. И так далее, далее, далее. Вроде все логично, но порой можно бродить вокруг верного решения битый час и так его и не найти. Зато если все-таки фортуна смилостивилась, и решение найдено, то чувствуешь себя “like a boss”.
Поскольку Half-life все-таки является шутером от первого лица, то нельзя не затронуть боевой арсенал персонажа. Носить мы можем сколько угодно оружия. И пусть это выглядит неправдоподобно, зато практично, с моей точки зрения конечно. Большую часть пути нам придется пройти с обычным огнестрелом – пистолетами, дробовиками, автоматами и т.д. Сами пушки выглядят вполне реалистично. Более интересным средством уничтожения врагов являются так называемые Снарки. Это инопланетные жуки, которые питаются всем живим, что попадется им на пути. Я любил использовать их больше всего остального оружия, однако довольно часто Снарки принимались пировать не противником, а моим аппетитным телом, что было хоть и забавно, но быстро выводило из себя. Роль брони играет специальный костюм H.E.V. (Hazardous Environment Vest), способный поглощать до 75% энергии воздействия. Помимо системы контроля за состоянием здоровья и фонарика, данный костюм обладает системой жизнеобеспечения, способной залечивать раны и вводить морфин при необходимости. Заряжается такой костюм либо от силовых модулей, либо от переносных аккумуляторов, которые будут встречаться вам на пути. Ну и конечно всегда с нами будет верный ломик, ставший одним из символов серии.
Казалось бы, игра заточена под одиночную игру, мощный сюжет и признаки хоррора налицо, но мультиплеер в игре ничуть не хуже. Разработчики хорошо поработали над сбалансированностью пушек, дизайном карт и другими аспектами многопользовательского режима. Одновременно на карте могло находиться до 32 участников, и тогда начиналось форменная мясорубка. Однако все же динамичности было меньше, чем в том же Quake. Но это даже и к лучшему. Подтверждением данных слов является тот факт, что одна из модификаций Half-life стала такой же популярной как и её предок, если не больше. Речь идет о Counter-Strike, в который продолжают играть до сих пор.
Но, увы, Half-life все же не лишен недостатков. Иногда, зайдя в какой-нибудь лифт вы застреваете в текстуре стенки, и в результате вы либо погибните, либо просто не сможете сойти со своего места. Выход лишь один – грузить последний сэйв. К другому минусу я отнесу игровые моменты, когда нужно много прыгать. Недопрыгнул или перепрыгнул, в лучшем случае начнешь сначала, в худшем – погибнешь страшной смертью. Система быстрых сохранений хоть и улучшает положение, но потраченных нервов все-таки не восстанавливает.
Если говорить о графике и о звуке, то для 1998 года они были просто великолепны. Все выглядело ярко и сочно, а персонажи и техника проработаны максимально детально. Звуки придают особой атмосферности. Монстры оповещают игрока о своем присутствии, каждый по своему и, частенько, в самый последней момент. Солдаты общаются межу собой, и порой их даже интересно послушать. Ну а крик хэдкраба мне запомнился надолго, уж очень часто эта тварь вылетала из неожиданных мест и пугала до чертиков.
В итоге, Half-life получился очень интересным и захватывающим проектом. Атмосфера держит в напряжении до самого конца, поэтому пару кирпичей да отложить придется. Нет сомнений, это лучший шутер своего времени.