В отличие от целой прорвы других, далеко не всегда уместных, качественных, а главное нужных ремастеров, наводнивших PS4 и Xbox One, сериал BioShock заслуживал повторного релиза как никто другой. Культовый прижизненный статус, какие-то космически высокие оценки прессы и несчетное количество поклонников – со времён Half-Life 2 ни один шутер не мог похвастать похожим успехом и народной любовью.
Теперь, благодаря 2K абсолютно у всех владельцев современных приставок и компьютеров появилась возможность изучить прославленную трилогию в Full HD, с улучшенными спецэффектами, стабильной частотой кадров и всеми вышедшими дополнениями – за бортом оставили лишь не очень успешный мультиплеер второй части.
Человек выбирает. Раб повинуется.
Первая часть BioShock, вышедшая в 2007 году, занимает почётное место в пантеоне наилучших видеоигр за всю историю их существования – и на это есть немало причин. Взяв за основу знакомые по дилогии System Shock механики, ловко сочетающие элементы шутера от первого лица и RPG, студия Irrational Games создала практически безукоризненный коктейль этих двух жанров. В BioShock было абсолютно всё, что присуще правильному шутеру – бодрый экшен, динамика, прорва оружия и плазмиды, позволяющие бросать врагу в лицо его же гранаты, поджигать окружение и бить током, но при этом в нём вполне комфортно жили и черты классической ролевой игры – прокачка, исследование окружающего мира и даже моральный выбор.
Но, конечно же, BioShock не стал бы живой классикой без какого-то безмерного по меркам игр культурного содержания. Подводный город Восторг строго выдержан в вычурном гротескном стиле ар-деко, история его создания, взлёта и падения является тонкой издёвкой над концепцией разумного индивидуализма по Айн Рэнд (имена многих персонажей BioShock взяты прямиком из её романов), а основной лейтмотив и главный спойлер всей игры изумительно тонко обыгрывает основной штамп всех шутеров – мотивацию главного героя. И это мы не берём в расчёт действительно сильную на тот момент картинку и потрясающий саундтрек – как оригинальный, так и лицензированный.
Только в BioShock можно было сокрушать мутантов в карнавальных масках под «Вальс цветов» Чайковского, натравливать врагов друг на друга плазмидами и на ходу менять свой стиль игры при помощи гибкой ролевой системы. Именно поэтому, несмотря на свой солиднейший по меркам шутера возраст, морально BioShock практически не устарел, чего не скажешь о графике – перед запуском The Collection я умышленно запустил оригинал и понял, что за декаду он основательно покрылся мылом и плесенью.
И тем приятнее наблюдать то, какую ювелирную и точную работу провели авторы переиздания. BioShock Remastered, не добавляя никакой лишней отсебятины, при помощи восхитительного освещения, усовершенствованных моделей, освежённых спецэффектов и подтянутых текстур изображает именно тот Восторг, который рисовало наше воображение девять лет назад. Конечно, полностью скрыть возраст авторам не удалось – но в отличие от многих ремастеров, скупо ограничивающихся лишь подтяжкой разрешения, BioShock Remastered действительно выглядит феерически, буквально малость уступая нынешним релизам.
Море мечтаний
BioShock 2 получил немного меньше улучшений, благо и вышел он на три года позже первой части. В основном Bioshock 2 Remastered различается от оригинала лишь улучшенным освещением, эффектами воды да слегка усовершенствованной детализацией, которую, впрочем, однозначно оценят лишь те, кто играл в игру на PS3 или Xbox360 – кардинальных отличий от ПК-версии на высоких настройках практически не найти.
Это довольно иронично, ведь сиквел BioShock, созданный другой командой, сам не очень отличался от своего прародителя. Да, в нём было несколько приятных новшеств (главным из которых стоит назвать возможность использования плазмидов и оружия одновременно) и оригинальная идея игры за экспериментального Большого Папочку, но по сути это было притянутое за уши продолжение, которое делали очень старательные и прилежные, но менее талантливые люди, чем команда Кена Левина. Тем не менее, играть и получать удовольствие от Bioshock 2 можно и сегодня, благо испортить оригинальный рецепт гениальной игры можно было лишь очень дурным исполнением.
Мне бы в небо
Третья игра коллекции, BioShock Infinite является самой новой, самой современной и, по мнению многих, самой лучшей частью трилогии. Сменив подводный город на город, парящий в облаках, плазмиды на коктейли, а Больших Папочек на роботов «Патриотов» с ликом Джорджа Вашингтона, Irrational Games сделала уникальную вещь – умудрилась сотворить одновременно и ремейк, и продолжение самой первой части сериала. Естественно, не обошёлся BioShock Infinite без культурного багажа размером с товарный вагон – на этот раз сюжет ударился в квантовую физику и теорию о мультивселенных, завершение которого напрочь разрывало мозг практически любому обывателю, что было продолжено в двух сюжетных эпизодах DLC под названием Burial at Sea.
В случае с BioShock Infinite игрокам на PS4 и Xbox One достался лишь порт с ПК, который даже сегодня, спустя три года после релиза, вполне соответствует современным стандартам. Здесь повод для радости есть только лишь у тех, кто имел несчастье играть в BioShock Infinite на пастгене, а не хорошем компьютере.
Человек создаёт. Паразит спрашивает: «Где моя доля?»
Помимо всех дополнений, стандарта Full HD и 60 кадров в секунду, в BioShock: The Collection есть ещё встроенный в первую часть виртуальный музей с концепт-артами и моделями, дополнительная, четвёртая сложность и документальный фильм с участием креативного директора Irrational Games Кена Левина и ведущего художника Шона Робертсона. Всё это счастье из трёх игр продаётся за 2999 рублей на PS Store и Xbox Live, а владельцы оригинальных игр на PC получили обновленные BioShock и BioShock 2 и вовсе бесплатно, заодно в нагрузку забрав поддержку 4К разрешения. Купить Bioshock: The Collection на ПК можно и отдельно – вместе с обновлёнными версиями идут и их прародители.
ПК-игроки, даже из числа тех, кто получили ремастеры бесплатно, уже успели отпинать ногами The Collection за прыгающую частоту кадров, отсутствие графических настроек, вылеты, глюки со звуком и прочие «прелести» - как обычно, все сливки достались консольщикам, которым не придётся ждать патчей.
***
Если вы старый поклонник сериала BioShock и прошли все три части на ПК, графические улучшения и несколько плюшек вряд ли станут достойным поводом для приобретения или ознакомления с переизданием. Но если вы до сих пор по каким-то удивительным причинам не видели этой гениальной трилогии или играли в неё исключительно на приставках прошлого поколения – BioShock: The Collection является самым лучшим поводом для близкого знакомства.