В 2011 году, помимо выхода Skyrim и анонса GTA 5, случилась еще одна важная, но малозаметная вещь - наконец-то объявился массовый производитель второсортных игр - это, почти соседняя, страна Польша. Techland, со своим Call of Juarez и Dead Island и Wild Flying Hog с Hard Reset - подтверждают статус государства, как ведущего (и по сути, единственного) создателя средних, но достойных проектов с небольшими рекламными бюджетами. И пусть они не останутся в книге рекордов Гинесса, и маркетинговые отчеты вряд ли будут оперировать семизначными цифрами, зато множество людей получит удовольствие от этих польских «крепких середнячков».
Afterfall, игра от дебютантов «высшей лиги» (до этого - только казуалки на Ios), выступает в той же категории - непритязательный дешевый хоррор-боевик.
Мы знакомы?
С сюжетом поляки заморачиваться не стали - грянула Третья Мировая Война, военные все забросали атомными бомбами; теперь останки человечества пытаются ужиться в подземных убежищах - получается с переменным успехом. На привычную формулу предлагают взглянуть под другим ракурсом - главный герой не «неизвестный избранник», а обычный психотерапевт Альберт Токай, тщетно пытающийся усмирить взвинченных обитателей бункера. Вскоре, правда, выясняется, что обычный психотерапевт не совсем обычный: его мучают мутные видения, бессонница, и власть, заподозрившая в нем усомнившегося грамотея. Чтобы парень глаза не мозолил, начальство отправляет его посмотреть, что твориться на нижних ярусах убежища - а там утечка газа, массовый психоз и заговоры.
После первой же раскроенной головы становится понятно - серьезного сюжета ждать не стоит. Да, психотерапевт делает вялые попытки проанализировать ситуацию. Да, временами он со сложным видом наговаривает на диктофон врачебные умозаключения « у субъекта расширены зрачки, трясутся руки и кожа обросла чешуей - явные признаки ксирофобии». Но после того как дипломированный специалист, дававший клятву Гиппократа, топором сносит голову ни в чем, в общем-то, не повинной жертве - о каком сюжете может идти речь?
Дальше - больше: Токай чинит атомный реактор, меняет уровень воды в промышленных отсеках и несколько тысяч раз крутит вентиль - на все руки мастер. Поляки никогда не задумывались над игровой логикой (в Call of Juarez например, священник лихо стрелял с револьвера и залпом пил водку), но такой бред даже им непозволителен; зачем тогда вообще было делать главного героя психотерапевтом - стал бы обычным спасителем человечества, как другие.
По первоначальному замыслу Afterfall ходил в благородном жанре RPG - потом у поляков что-то не срослось и игра мутировала в разнузданный хоррор, но уши ролевки торчат отовсюду. Например, обильно расписана мифология - про каждого персонажа и про каждое важное событие есть несколько убористых абзацев; видно, что Nicolas Games планировала создать мощный IP - наподобие Ведьмака или славянского Mass Effect. Еще одно родовое пятно: нарочито неспешное повествование - будто в запасе еще 50 часов геймплея - герой слоняется по убежищу, страдает бессонницей и заводит с единственным другом философские разговоры про самоощущение индивидуума в гнете тоталитарной госмашины. Такие примочки смотрятся как пятое колесо на дряхлой телеге - оно держится на жеваной изоленте и вот-вот отвалится.
Как смогли
Поскольку Nicolas Games внятного опыта не имеют, им приходиться строить геймплей на основе чужих моделей - и это, как поет МС Василий, ничего страшного, если бы этой моделью не стал Doom. Причем первый. Всю игру Токай ищет ключ-карты, кнопки, лифты, подземные ходы и рубильники. Бродя по довольно большим, по современным стандартам, уровням, мы сосредоточенно разглядываем каждый уголок - а вдруг именно там покоится нужный нам переключатель! Между рубильниками случаются похабные мини-игры, словно портированные с Ios (прошлое дает знать, все-таки): помимо атомного реактора есть регуляторы водообеспечения и датчики тепловыделения - домашнее пособие юного работника ЖЭК.
Драться, впрочем, иногда приходиться - на уровне обязательно обнаружится штук пять «поехавших» и лежащий ряжом молоток, как нельзя кстати. Видов холодного оружия вообще много: и палки, и монтировки, и газовые ключи, и даже обломок стекла - казалось бы, что здесь можно испортить, ан, нет - тут поляки решили устроить суровый реализм: Токай обращаться с орудиями убийства не умеет. Доктор же. Он неумело машет молотком, промахивается, тягуче заносит руку и промахивается опять; на лице - сплошная мука: «дайте уже вентиль покрутить, сволочи!». Иногда удается разжиться автоматом - тогда медлительные зомби теряют головы еще на подступах к психиатру и мы, с чувством выполненного долга, дальше идем искать ключ-карту.
Afterfall позиционирует себя как хоррор, но сразу даже и не догадаешься - мигают лампочки, выскакивают упыри, кругом темно - с таким списком каждую вторую игру можно записать в хорроры. Никаких спецприемов Nicolas Games не используют; даже про примитивные «монолитовские» способы нагнетания атмосферы поляки не слышали.
В конце концов, игру банально топят технологии: Токай напоминает бородатую рыбу, враги криво дергаются и смешно умирают, 99% окружения затерто мылом - и это на ПК-эксклюзиве (пусть и временном). Понятое дело, что новички, сами себя издающие, в деньгах не купаются, армии дизайнеров не держат - но если основной упор делаются на медитативные прогулки по пустым уровням, то уж будьте добры - сделайте это красиво. Немного спасает ситуацию качественная музыка, играющая на заднем плане - мрачный амбиент заставляет сделать громкость побольше и умеренно проникнуться атмосферой бункера, населенного десятком сумасшедших и одним доктором.
***
Не сказать, чтобы Nicolas Games прямо все провалили - Afterfall все-таки приличная игра и уж всяко лучше, чем абсолютно все выпущенные в этом году проекты российских игроделателей. Другое дело, что смена жанра мало кому идет на пользу - а в случае с бюджетными компаниями Восточной Европы, вообще - смерти подобно.Afterfall так и не понял, кем хочет быть: постапокалиптической RPG или тревожным хоррором - в итоге не вышло ни того, ни другого.