Уж сколько было фильмов о становлении спортсменов после травм, а фильмы всё продолжают сниматься. После оглушительного успеха «Легенды №17», российские киноделы решили ковать железо пока горячо. И вот с разницей в три месяца выходят сразу два фильма о спорте: «Лёд» и «Движение вверх». «Лёд» - это очередная попытка переосмыслить историю Золушки, которая даже не пытается прыгнуть выше ромкомовских клише.
Надя Лапшина (Аглая Тарасова) с детства хотела быть профессиональной фигуристкой. Мать всячески содействовала увлечению дочери, но внезапная смерть матери едва не поставила крест на надеждах маленькой Нади. Впрочем, упорство и тренировки, а также хороший тренер (Мария Аронова), позволили повзрослевшей Надежде отправиться в Москву и стать примой самого завидного партнера России – Владимира Леонова (Милош Бикович).
Но неудачное падение приковывает девушку к инвалидному креслу. Надя разрывает все отношения с Леоновым и возвращается в Иркутск. Когда кажется, что от депрессии героиню уже ничто не спасёт, тренер отправляет к девушке проштрафившегося хоккеиста Сашу (Александр Петров), который вынужден теперь сидеть с девушкой, пока та не встанет на ноги.
Если вы думаете, что дальше события буду развиваться по сценарию «они друг другу не подходят, но после долгих дней вместе между ними вспыхивает чувство» - то фильм вас совершенно не удивит. Всё именно так и будет – это же романтическая сказка, в конце концов. А у сказки вполне определенные задачи.
Снежная королева
Все сюжетные коллизии от начала и до конца можно предсказать, поскольку они были в десятке других романтических фильмах о большой и светлой любви. Авторы использовали набор самых стандартных штампов, какие только можно было найти в книгах по сценарному ремеслу: умница-красавица-Золушка-главная героиня, которая в одночасье становится инвалидкой, умный-красивый-холёный-Принц, который на проверку оказывается тюфяком без стержня, парень-со-двора / Иванушка-дурачок, который помогает героине встать на ноги; тут же не особо любящая девчонку мачеха, жёсткий и бескомпромиссный тренер, который под песенку «Я – солдат» тренирует девчонок-фигуристок… Этот список можно продолжать бесконечно.
Единственное, что удаётся фильму в полной мере, это развлечь зрителя забавным взаимодействием главных героев. От их первой встречи и до самого-самого финала. Неадекватный хоккеист Саша в исполнении Петрова – безусловная находка этого фильма. Актёр вновь играет «своего парня со двора», кричит, творит несусветную ахинею, но делает это так забавно, что это совершенно не отталкивает (в отличие от гопника из Чертаново).
Но его безбашенность полностью оправдывается сюжетными поворотами, потому претензий к актёру нет. Как, впрочем, и к другим работам. Разве что Милош Бикович получился слишком однобоким. Этаким мальчиком с золотой причёской. А что у него внутри мы так и не увидели.
Между нами тает лёд
Фильм состоит из двух частей. Первая больше тяготеет к драме, вторая – к ромкому. Обе части выстроены по клише и канонам. И тут создатели решили внести изюминку – песни! И в этом кроется главная ошибка. Желание сделать оммаж «Ла-Ла-Лэнду» сыграл с создателями злую шутку. Вставка популярных песен совершенно убивает повествование, разбивая и без того несерьёзное кинополотно в клиповый видеоряд.
При этом, в этих клипах оператор показывает дюжий талант: грамотно строит кадр, упражняется в неплохих трюках, работает с цветокоррекцией, накручивает круги вместе с актёрами на льду.
К сожалению, это выглядит просто проблесками таланта на фоне не-мюзикла. В «Ла-Ла-Лэнде» все песни были встроены в повествование, дополняя и расширяя визуальный ряд. В «Льде» песни больше раздражали. Особенно ударило по драматизму визуальный ряд к песне Земфиры «Бесконечность». И если плавное погружение под лёд главной героини метафоризировало её состояние и бесконечные операции, то пляски на больничной койке лишь оттолкнули своей нелепостью.
Романтическая история ближе к концу фильма и вовсе превращается в яркое и совершенно необоснованное фэнтези, где здравый смысл и логика вышли покурить и сели в самолёт до Иркутска.
Конструкционная закрепощённость
Удручает только один факт. Российские киноделы, похоже, раскусили нашего зрителя. Если взять спортивную (или историческую) тему, добавить в повествование сильного, но сломленного обстоятельствами героя, показать его становление, как чемпиона (лидера), дать для этого герою жёсткого, но справедливого тренера/товарища, приправить это нотками напускного (или не очень) патриотизма и найти подходящего по смыслу противника, то фильм понравится абсолютному большинству.
Так было с «Легендой № 17», потом похожую историю (с оговорками) рассказали в ремейке «Экипажа», а после этого понеслась: «Салют-7», «Движение вверх», «Время первых» и вот теперь мелодраматичный «Лёд».
Все эти фильмы так или иначе используют схожие конструкции. И можно было бы сказать, что это архетип «Становление героя» и так далее, и тому подобное, но не слишком ли киноделы увлекаются? Истории хороши в своей новизне, а когда одну и ту же историю рассказывают в новом антураже – это закрепощает, сужает кругозор. Не хотелось бы, чтобы действительно хорошие российские фильмы превращались в бездушный конвейер по добыванию звонких монеток.
В сухом остатке...
«Лёд» – мелодраматичная сказка, которая даже не пытается выйти из жанровых клише. Кто-то посчитает это халтурой, а кому-то зайдёт на «ура». Фильм создан только для того, чтобы парни могли сводить свои вторые половинки на сеанс 14 февраля, так ещё и тема идеально подобрана под выступление на Олимпиаде. Уж всяко лучше третьей части ширпотреба про «Оттенки». Если же вы хотите спортивной драмы, найдите возможность сходить на «Тоню против всех».