Спорт – жестокое поприще начинаний, полных юношеского максимализма рвений и самоистязаний, опирающихся на желание достичь далёкой вершины. Как водится, в живых на этом поприще остаются лишь самые сильные и приспособленные. А учитывая всё обилие испытаний и переживаний, с которым сталкиваются спортсмены на пути к поставленной цели, появление кинолент на спортивную тематику было лишь вопросом времени.
Будем честны, снимать качественные спортивные драмы – прерогатива Америки. И пускай я безмерно восхищаюсь достижениями советских и российских спортсменов, но, как ни досадно признавать, должным образом воплотить их истории на экране не удавалось еще никому из наших режиссёров.
«Три секунды Мюнхена»… А стоило ли?
Художественный фильм «Легенда №17», пожалуй, был весьма близок. К сожалению, переизбыток ненужного пафоса вкупе с топорной игрой небезызвестного Данилы Козловского, свели картину в моих глазах на нет. Бесспорно, упоминания достоин и «Матч» Андрея Малюкова, но вполне неплохие рейтинги фильма, помимо вездесущего Безрукова, оправдывала лишь историчность происходящего. Кстати, именно она и лежит в основе остросюжетного блокбастера Антона Мегердичева «Движение вверх».
Рассказывая о новой отечественной картине, хочется сделать существенную оговорку. Любое качественное историческое кино, прежде всего, состоит из мелочей. Это своего рода аксиома кинематографа. Поэтому перед сценаристами и постановщиками «Движения вверх» стояла задача куда весомее, нежели просто во всей красе продемонстрировать зрителю блестящую победу сборной СССР по баскетболу на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Все мы прекрасно понимаем, что спорт в наше нелёгкое время находится явно не в зените своей популярности, и даже о вышеупомянутой победе известно далеко не всем, но, согласитесь, смотреть запись спортивного матча, заведомо зная результат игры, уже не так интересно.
Создатели фильма это прекрасно понимали и всячески стремились не ограничивать своё творчество одним лишь баскетболом. Сам матч, к слову, здесь выступает, на мой взгляд, больше в качестве своеобразного апогея идейной борьбы двух противоположных мировоззрений. Подобное решение однозначно идет картине на пользу, жаль только что отводится ему от силы десять минут экранного времени.
Куда большая роль досталась двухчасовому «предисловию» к финальной игре. Сам сюжет при этом нетривиален. У мужской сборной по баскетболу меняется тренер. Новый наставник в лице Владимира Гаранжина (Владимир Машков) кардинально меняет первоначальный состав и шокирует своим намерением обыграть американцев в финале, здорово рискуя при этом репутацией уже даже не сборной, а целой страны. И поначалу достижение этих, казалось бы, нереальных целей не нужно как спортивным чиновникам, так и самим игрокам. Несмотря на это, с течением времени ситуация меняется кардинально.
Однако, как бы парадоксально это ни звучало, авторы не заставляют зрителя сильно зацикливаться на завязке. Намного охотнее они акцентируют его внимание на персонажах и их взаимоотношениях. Каждый игрок невероятно важен для достижения общей цели. Печально только, что все попытки полноценно раскрыть образы всех спортсменов свелись к расчленению фильма на несколько параллельных историй.
Но радует, что каждая из этих историй отснята качественно: ракурсы подобраны со знанием операторского ремесла, да и актёры, в большинстве своём, на экране смотрятся более чем органично. Я даже готов простить фильму неказистую любовную линию, если бы всё вышеперечисленное не перечёркивало изначальную концепцию. Чрезмерное количество побочной информации, вопреки первоначальной задумке, напротив, максимально отвлекает от отношений действующих лиц. Несмотря на это, под конец просмотра, так или иначе, успеваешь запомнить - кто есть кто, но некоторая доля неопределенности происходящего не выветривается из головы вплоть до появления финальных титров.
Технический цех…
Хочется отметить, что диалоги, чувства и прочая лирика никогда не были сильной стороной фильмов Антона Мегердичева. Козырем в рукаве режиссёра оказалась, неожиданно, визуальная составляющая его проектов. Как бы я не проклинал Антона за паршивую постановку «Ёлок» и «Тёмного мира» (того самого, который в 3D), изображение даже в них на несколько шагов опережало российский кинематограф. И речь здесь идёт не столько о компьютерной графике, сколько об умении правильно поставить кадр, выцепить в нём всё нужное для восприятия и преумножить за счёт графических эффектов.
В «Движении вверх» ради этого пришлось пожертвовать достоверностью некоторых моментов, адаптировав тем самым фильм для глаза современного зрителя. Наглядным примером является знаменитая сцена с разбитием стеклянного баскетбольного щита. Выглядит зрелищно и достаточно символично, хотя произойти такое в реальности едва ли могло.
Всё по ГОСТу…
Скрупулёзно воссозданная атмосфера 70-х годов прошлого столетия пленяет своей солнечностью и непринуждённостью, а также дает полное право предполагать, что Мегердичев пытался выехать сугубо на ностальгически-патриотическом настрое публики. Но это далеко не так. «Движение вверх», как и подобает истинному спортивному блокбастеру, доказывает зрителю, что не бывает несбыточных мечт и недостижимых целей.
Кино с таким филосовски-правильным посылом однозначно заслуживает всего того, что ему обеспечила мощнейшая пиар кампания со стороны государственных СМИ. К просмотру рекомендуем незамедлительно.