В прокате стартовал фильм «Салют-7» - ещё одна история о советских космонавтах с обворожительными видами космоса, идейно продолжающая начатую в этом году космическую тематику фильмом «Время первых». Основанная на реальных событиях история рассказывает о подвиге двух космонавтах, пристыковавшиеся и починившие станцию Салют-7, с которой внезапно была потеряна связь в феврале 1985 года.
Стоит признаться: с настоящими событиями фильм имеет мало общего. Но к этому вернёмся в конце рецензии.
Первый акт
1985 год. До взрыва Чернобыльской АЭС чуть больше года, а мир охватывает истерия по поводу неуправляемой космической станции Салют-7, которая в любой момент может упасть на Землю. Американцы паникуют, что станция может быть оснащена ядерным оружием и в случае крушения, последствия будут ужасны, японцы переживают, потому что орбита станции проходит аккурат над их столицей Токио.
Переживают и советские командиры, ведь потеря станции сулит потерей всего космоса на долгие годы. Стыковка усложняется сильным боковым вращением станции. После долгих совещаний решено направить команду из двух человек – опытного пилота и бортового инженера Алёхина. Вот только из всех пилотов, которые могли бы пристыковаться к кораблю в таких условиях, подходит только списанный на землю Фёдоров.
Сказать, что «Салют-7» похож на «Время первых» - пожалуй, ничего не сказать. В обоих фильмах присутствуют схожие элементы, экранное время поделено между тремя чёткими структурными линиями (космос, ЦУП, семья), однако во «Времени первых» более обширный хронометраж позволяет грамотно раскрыть каждую из этих линий. В «Салюте-7» очень сильно скомкана земная часть. Складывается ощущение, что при монтаже по первому акту хорошо прошлись монтажными ножницами. Создатели фильма должны были показать нюансы подготовки к полёту и раскрыть мотивацию персонажей.
Что показывают зрителю в действительности? Попытка пилота пристыковаться – грустный Вдовиченков на балконе – попытка пилота пристыковаться – грустный Вдовиченков дрифтует на Волге (один из самых глупых моментов фильма) – попытка пилота пристыковаться – грустный Вдовиченков пьёт водку на рыбалке и собачится с другом. При этом, когда пилотировать доверяют Фёдорову, он даже не проходит пробную попытку пилотировать! Это ЦУП, а не командный чемпионат области по Dota 2! Создатели «Времени первых» таких косяков себе не позволяли.
Второй акт
По всем традициям голливудского кино, во второй части фильма режиссёр делает акцент на взаимодействии героев. Вдовиченков и Деревянко отыгрывают свои роли в целом не дурно, но каждому из них не хватает совсем чуть-чуть живости. Они серьёзные буквально всегда. За действиями персонажей интересно наблюдать, в какой-то степени ты даже переживаешь за успешность операции. Космическая часть фильма – вообще один сплошной плюс. Снято качественное, картинка прекрасная, актёры стараются.
Самую малость раздражала немощность ЦУПа – земля только усложняла жизнь своим космонавтам; самую малость раздражали постоянные угрозы руководства сбить станцию. Михалков одобряет. Однако за быстрым монтажом и сменой планов совершенно не успеваешь задуматься – почему все эти люди не могут включить голову и помочь героям в 20-тонной консервной банке? Почему персонаж Александра Самойленко постоянно истерит, бросается в крайности и ведёт себя, как не подобает руководителю полётов (да ещё и дважды герою Советского Союза). А его попытка наброситься на партийного работника с кулаками и вовсе выглядит смешно. Всё потому, что персонажам не хватает глубины. Мы не видим в их переживаниях логики, ведь создатели фильма не приготовили объяснение.
Нагнетает пафос и не в меру использованная музыка. Ощущение, что создатели фильма очень боялись, что зритель заскучает, потому периодами врубали «Циммера», подражая куароновской «Гравитации».
Третий акт
Ближе к концу, фильм совсем уж утекает в геройство и шаблоны. Внезапные поломки, внезапные душе излияния, внезапный и ничем не мотивированный отказ персонажа Павла Деревянко возвращаться на землю к беременной жене (которую, кстати, он очень любит!), истерика руководителя полётов… Саспенс к этому моменту уже перестаёт работать на сюжет и разрушает конструкцию фильма. Зритель понимает, что персонажи выживут. Они смогут отбить кувалдой железную арматуру, которая мешает расправиться солнечным батареям. Они вернуться домой, к родным, с которыми вроде бы попрощались.
К этому моменту фильм превращается в сказку о космосе. Это не плохо – люди любят сказки. Однако напустив слишком много напряжения, создатели не смогли удержать самую главную интригу – финал картины. Даже в «Гравитации» мы до конца не понимаем, выживет ли персонаж Сандры Буллок или нет.
Действительности вопреки
А теперь стоит вернуться к одному немаловажному факту. Как уже сказано ранее, фильм взял за прообраз реальную историю и полностью изменил её наполнение, превратив обычную работу космонавтов в «спасение рядовой станции». Возвеличивание советских спецов до уровня супергероев – это не плохо по своей сути, ведь реальные прототипы вполне бы справились с теми событиями, что показывают в фильме, но морочить людям голову выдумками тоже не стоило.
На деле мы видим мешанину реальных кадров из советских и зарубежных телепрограмм, и полнейшую выдумку со взрывом на Союзе. Ну а финальная сцена с кувалдой это что-то с чем-то. Неосведомлённый человек, посмотревший эту картину, может принять всё за чистую монету. И он не полезет в интернет, не прочтёт реальную историю в книге Виктора Савиных «Записки с мёртвой станции». Не было никакого взрыва на корабле Союз, не было арматуры, а была заедающая лебёдка. Была стандартная ремонтная операция, где геройство заключалось лишь в том, чтобы пристыковаться к крутящейся станции. Точка. Но эти события слишком скучные. Нам нужно больше пафоса, больше событий!
В сухом остатке...
Российский фильм «Салют-7» вышел местами красивым, в меру патриотичным, но самое главное – ему удалось заинтересовать. Скомканная первая часть не слишком напрягала, косяки и глупости не раздражали, а графика и операторская работа доставили эстетическое удовольствие. Почти, как в «Гравитации». Есть причины порадоваться за российский кинематограф. Если в течение одного года выходят два фильма на одну тему и оба получаются выше среднего, значит, что у российского кинопрома есть будущее.