Название сервиса: NVIDIA GeForce NOW
Что позволяет: любой компьютер превратить в игровой благодаря облачным вычислениям
Дата запуска в России: октябрь 2019-ого года
Конфигурация серверов: процессор: 1 x Intel Core i9 8C/16T @ 3.5GHz; ОЗУ: 32GB; накопитель: 512 GB M.2 NVME SSD; графическая система: 2 x NVIDIA RTX GPUs (3,584 ядер CUDA, видеопамять 16 Gb DDR 6)
Сайт: GFN.ru (www.gfn.ru)
В эпоху научно-технического прогресса компьютеры устаревают настолько быстро, что далеко не каждый может позволить себе обновление аппаратного комплекса каждые 2-3 года и это речь идёт исключительно о рабочих машинах.
Когда разговор заходит об игроках, им приходится не только постоянно обновлять железо, но и покупать самое дорогое на сегодняшний день. К примеру, стоимость новейшей видеокарты NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti, поддерживающей трассировку лучей в реальном времени (рейтресинг) и позволяющей играть на максимальных настройках в современные игры, составляет около 90 000 рублей.
Если к этому добавить мощный процессор, оперативную память, SSD-диск, систему охлаждения, игровой монитор и другие не менее важные комплектующие, стоимость геймерского компьютера может легко составить более 150 тысяч рублей. А сопоставимые по мощности игровые ноутбуки известных брендов конечным потребителям выльются в ещё более астрономическую сумму.
Конечно, можно приобрести игровую консоль, но и здесь не меньше своих проблем. В современных играх на PlayStation 4 и Xbox One графика далеко не самая лучшая и, даже в этом случае, FPS может составлять менее 30 кадров в секунду в особо насыщенных сложными моделями и текстурами сценах.
С развитием высокоскоростного интернета, решением проблемы могут стать облачные сервисы стриминга игр, о последнем витке эволюции которых (GeForce NOW) и пойдёт речь в данной статье, ну а пока немного исторических фактов.
Впервые технология облачных игр была представлена в далёком 2000-ом году на выставке E3 компанией G-cluster, которая использовала Wi-Fi для портативных устройств. Отметим, что это произошло во времена, когда в России не было ни то, что высокоскоростного интернета, но и интернета в частности, считающегося диковинкой среди большинства жителей страны.
Дальнейшие эксперименты проводились компанией Crytek (известной серией экшенов Far Cry, Crysis и движком Cry Engine), которая в 2005-ом году начала исследовать возможность применения систем облачных игр в рамках проекта Crysis, однако в 2007-году работы были приостановлены, вследствие неготовности инфраструктуры у операторов связи.
К окончанию первого десятилетия 21-ого века, всё-таки удалось запустить коммерческий сервис облачного стриминга игр под названием OnLive, который официально стартовал в марте 2010 года. Данный проект нам удалось протестировать в своё время и отметить его непригодность для игр в России из-за высоких затрат на создание и поддержку инфраструктуры, отсутствия видеокарт серверного типа, небольшого списка доступных игровых проектов, а также очень высокого пинга.
Несмотря на вышеуказанные проблемы, OnLive развивался динамично и получил инвестиций на сумму более 50 миллионов долларов, а его мировая аудитория составила 2.5 миллиона игроков. В 2015-ом году компанию приобрела Sony Computer Entertainment, после чего сервис был закрыт, как и многие другие проекты первой волны (Gaikai, G-cluster).
Следующий этап, который продолжается в настоящее время, начался с сервиса PlayStation Now, запущенного компанией Sony. Практически одновременно с этим NVIDIA представила решения для работы с графикой в облаке, что позволило в том числе реализовать стриминг из облака ПК-игр с приемлемым пингом. 2 года назад компания запустила собственный стриминговый сервис GeForce NOW в режиме бета-тестирования.
В октябре этого года в России начала работать первая коммерческая реализация GeForce NOW в рамках сервиса GFN.RU. Торжественное мероприятие по запуску проекта состоялось в день открытия выставки «Игромир 2019». Отметим, что партнером NVIDIA по запуску в России стала одна из крупнейших промышленно-финансовых групп «Сафмар», помимо всего прочего владеющей торговой сетью «М.Видео».
Подписка на один месяц обойдётся игрокам в 999 рублей, также можно купить абонементы на полгода за 4999 рублей и на год за 9999 рублей. На наш взгляд, она немного завышена, поскольку игроки из крупных городов могут позволить приобрести себе игровое железо, а пользователи из регионов вряд ли обладают достаточными ресурсами. Тем более, за эти деньги вы не получаете самих игр, а лишь возможность играть в то, что было куплено вами в цифровых магазинах. Справедливости ради, первые 14 дней тестирования сервиса игроки получат бесплатно. За это время вы можете протестировать, качество и стабильность своей Сети, чтобы убедиться, что возможности вашего провайдера позволяют комфортно пользоваться GeForce NOW.
Кстати, играть абсолютно во все игры тоже не получится – на сегодняшний день поддерживается 500 игр, а их список постоянно дополняется. Однако, когда я попытался найти в лаунчере Star Wars: Jedi Fallen Order, Final Fantasy XV (на сайте указана поддержка, но в лаунчере не находится, либо чего-то не понимаю) и ряд других игр, мне это сделать не удалось.
Зато поддерживается культовая ролевая игра Star Wars: Knights of the Old Republic, работающая в 2019-ом году даже на утюге. Правда, вроде как можно добавлять в лаунчер не только поддерживаемые продукты, но и платформу дистрибуции, запуская не поддерживаемые официально NVIDIA игры.
Интересен и тот факт, что аккаунт на GFN.ru нужно заводить отдельный, никак несвязанный с основным аккаунтом NVIDIA. Поскольку у меня не было ни того ни другого, пришлось потратить немалое время на регистрацию в обоих местах.
Думаете это единственное на что уходит драгоценное время? Как бы ни так – к примеру, у меня оно ушло и на то, чтобы ввести сложный пароль в онлайн-магазине вручную перед запуском игры, так как в системе просто отсутствует буфер обмена, а также на скачивание и установку игры на облачную машину (этот момент не очень понятен, но выглядело все похожим образом, как если бы вы запустили Steam на своём компьютере).
Плавно переходим к системным требованиям и, как вы уже догадались, главным из них является скорость и стабильность канала. Для игры с качеством 720p и 60 fps необходим канал с минимальной пропускной способностью 15 Мбит/с, а для 1080p и 60 fps – 30 Мбит/с. Но эти цифры лишь по заверениям производителей, а на практике мне не хватило даже канала 60 Мбит/с для нормальной игры в 1080p и периодически картинка замыливалась, подвисала или наблюдалось снижение разрешения.
Советуем сразу забыть и про старые добрые Wi-Fi роутеры с частотой 2.4 ГГц, так как на них качественной игре будут мешать домашние устройства, типа радионяни и микроволновки. Играть в приемлемых параметрах возможно лишь при использовании LAN-кабеля или Wi-Fi с частотой 5 ГГц (на некоторых роутерах можно настраивать частоту).
А в остальном требования к компьютеру очень демократичные:
- Операционная система: 64-бит Windows 7 или новее;
- Процессор: Dual core X86 CPU с частотой 2.0GHz и выше;
- Оперативная память: 4GB и выше;
- Видеокарта: с поддержкой DirectX 11 (NVIDIA GeForce 600 series, AMD Radeon HD 3000, Intel HD Graphics 2000 series и выше).
Во время первого запуска происходит проверка соединения, по результатам которого программа сообщит о проблемах или, наоборот, отрапортует, что всё готово к запуску компьютерных игр. При этом даже если система сообщит о полной несовместимости соединения, можно попробовать поиграть и, возможно, вам повезёт.
В самой программе есть возможность настраивать качество графики, выбирая из нескольких параметров (максимальный битрейт, разрешение экрана, частота кадров в секунду, регулировка для плохого качества соединения и вертикальная синхронизация). Если вам не хочется этим заниматься, можно выбрать один из предустановленных параметров (максимальное качество, наивысшая скорость и оптимальное соотношение между ними).
Мне удалось протестировать GeForce NOW в нескольких играх различных жанров – от шутера Counter-Strike: Global Offensive (в котором промедление на долю секунды может стоит жизни персонажу) и экшена DOOM до ролевых игр The Elder Scrolls 5: Skyrim и The Witcher 3.
Вне зависимости от жанра и качества картинки, в играх не было заметно каких-либо существенных лагов. Отдача от элементов управления практически мгновенная, в отличие от стриминговых сервисов начала десятилетия, а если наблюдаются проблемы с соединением это компенсируется качеством, а не скоростью. Сам сервис отлично поддерживает не только клавиатуру и мышку, но и геймпады (что может стать существенным для людей, привыкших к консольному геймингу).
По словам представителей компании NVIDIA, оптимальное расстояние между клиентом и сервером должно быть не более 500 километров, так что написанное выше справедливо для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, расположенных на европейской территории России. А вот в отдалённых регионах Сибири, Дальнего Востока и других вполне возможно, что пинг будет гораздо выше, вследствие чего играть в динамичные игры будет некомфортно. Надеемся лишь, что сеть серверов постепенно опутает всю Россию, а может и СНГ.
Скажем честно, по итогам тестирования, оставил двойственное впечатление – с одной стороны наблюдались явные проблемы (к примеру, мыльная картинка при ухудшении скорости соединения или не сильно дружественный интерфейс), часть из которых не решены и спустя 2.5 месяца после запуска GeForce NOW в России. С другой стороны, это лучший из всех игровых стриминговых сервисов из числа мною виденных.
Хочется верить, что в ближайшие месяцы большинство проблем будут решены, а с массовым переходом на сети пятого поколения 5G, облачный стриминг игр из удела энтузиастов станет мейнстримом. Такие проекты как NVIDIA GeForce NOW этому очень способствуют.
Если ваш компьютер не тянет современные игры или вы фанат новых технологий, тогда убедительно рекомендуем попробовать сервис лично, тем более вы получите две недели бесплатного использования.