История серии X-COM

Статья История серии X-COM

Автор: Илья Сидоренко

Дата: 16.11.2013 19:49

+1

Поделитесь с друзьями:

2472

 В этом году популярной серии X-COM, посвященной отчаянным попыткам завоевания Матушки-Земли злобными инопланетянами, исполняется 20 лет, а совсем недавно состоялся релиз очередной игры франчайза X-COM: Enemy Within, которая является крупным дополнением к прошлогодней тактической стратегии Enemy Unknown от создателей «Civilization». В связи с этими двумя событиями, мы не придумали ничего лучше, чем вернуться в далекий 1993 год и вспомнить с чего же все начиналось. За свою долгую и богатую жизнь сериал пережил всякое. Были взлеты, были и падения. Сегодня мы вспомним о них всех.

Рождение легенды

Серия берет свой старт с проекта под названием X-COM: UFO Defense, разработанного студией Mythos Games и изданного компанией MicroProse. В Европе игра была в то время известна как UFO: Enemy Unknown. Несмотря на путаницу с названиями, первая часть легендарного сериала оказалась очень успешной. Массовую популярность игре обеспечили прекрасная по тем временам графика, выверенный до мельчайших деталей игровой процесс и практически полная разрушаемость локаций. Последнее даже в современных видеоиграх встречается нечасто. Что уж говорить о бородатых девяностых, когда подобное казалось чем-то немыслимым?

Сюжет X-COM: UFO Defense повествовал о том, как в 1999 году правительство, обеспокоенное пропажами людей и слухами о появлении НЛО, решает создать суперсекретную организацию по защите Земли от зеленых человечков. Названа служба была не иначе как X-COM, ну а нам предстояло выступить в роли ее главы. Как и в большинстве игр того времени, сюжет подавался во вступительном интро-ролике после чего незамедлительно начиналось основное действие. Главной задачей было нахождение источника инопланетной угрозы и его полное уничтожение. В процессе поиска нельзя было забывать о сиюминутных проблемах, вроде похищений, террористических атак и прочих козней злобных инопланетных гостей, наплевав на которые игрок рисковал потерять финансирование, что в свою очередь приводило к закономерному «геймоверу».

Вся игра делилась на два режима: стратегический и тактический. В первом перед игроком представала интерактивная карта Земли, где отмечались базы X-COM, корабли пришельцев, города и прочие объекты. Главными задачами стратегического режима было сооружение и обустройство баз, разведка, а также исследование новых технологий. Во втором режиме - тактическом, как несложно догадаться, игроку предоставлялась возможность взять под свое командование солдат на поле боя и собственноручно привести их к победе.

Сегодня, UFO Defense – признанная классика, занимающая достойное место в зале славы компьютерных игр.

Вторая часть серии вышла в 1995. Называется она X-COM: Terror From The Deep и слабо отличается от X-COM: UFO Defense. На этот раз действие переместилось в 2040 год, а возрожденной из пепла организации по борьбе с НЛО под командованием игрока предстоит остановить новую угрозу, исходящую из морских глубин.  Концепция и механика практически не перетерпели изменений, зато подрос уровень сложности. Пришельцы стали злее, карты – сложнее, древа технологий – замороченнее, но никаких радикальных изменений внесено не было. Может оно и к лучшему. К слову, разработчики оригинала – братья Голлоп из Mythos Games, не принимали никакого участия в создании Terror From The Deep. Несмотря на это, сиквел считается у фанатов довольно успешным, хотя до уровня оригинала ему далековато.

Падение

Ну а дальше с серией начали творится странные вещи. Мнение по поводу X-COM: Apocalypse разделилось и породило два противоборствующих фанатских лагеря. Одни утверждали, что игра изменилась слишком кардинально и не соответствует духу предшественников. Другим же пришлась по нраву возможность вести бой в реальном времени, полностью разрушаемое окружение и обновленная графика. История повествовала о экологической катастрофе, приведшей человечество к упадку. Агентству X-COM вновь предстоит взяться за дело и спасти гибнущую планету от очередной угрозы инопланетных захватчиков. В целом, Apocalypse получилась весьма неплохой, но больно уж недоделанной игрой. Издатель всячески подгонял разработчиков и в результате многие интересные фишки, вроде самообучающегося AI и дипломатии, пришлось пустить под нож.

 К несчастью, после третьей части, корпорация Hasbro Interactive выкупила MicroProse и права на владение брендом X-COM. Обернулось это выходом нескольких довольно скверных спин-оффов, которые буквально похоронили серию. Первым из них стал X-COM: Interceptor. По жанру игрушка являлась смесью космического симулятора и стратегии. Проект благополучно провалился в продажах и очень скоро о нем и вовсе забыли. Далее, Hasbro планировали выпустить еще два проекта под маркой X-COM: Genesis и Alliance. Первый должен был стать сиквелом к Apocalypse, а второй – командным шутером. В результате, правда, ни одна из игр не увидела свет, так как Hasbro бессовестно выставила разработчиков за дверь. Наверное, это даже хорошо. На этом, однако, издевательство над серией не закончилось и была выпущена еще одна игра - X-COM: Enforcer, представляющая из себя унылый аркадный экшен от третьего лица. Стоит ли говорить, что фанаты восприняли его без особого энтузиазма, а Enforcer стала последним гвоздем в крышку гроба умирающего сериала.

 После полного провала последних игр линейки X-COM, на свет родилась серия духовных приемников проекта под названием UFO. Большого смысла останавливаться на них нет, ведь несмотря на то, что это неплохие игры, они имеют лишь косвенное отношение к нашей сегодняшней теме.

 Возрождение

 На этом о серии X-COM как-то незаслуженно позабыли. И осталась бы она жить лишь в памяти игроков старой школы, если бы 5 января 2012 года не был анонсирован ремейк самой первой игры серии. Поручили его создание не кому попало, а самой Firaxis – авторам легендарной Civilization. Вышла X-COM: Enemy Unknown в октябре того же 2012 и стала одной из лучших игр года. Разработчики максимально бережно перенесли хардкорную игровую механику оригинала, осовременив и сделав ее более доступной для массового игрока, при этом сохранив глубину, свойственную своему прародителю. Если вы по какой-то чудовищной причине пропустили одну из лучших тактических стратегий последних лет – бегом в магазин. Не пожалеете.

Немного раньше, в 2010, был также анонсирован еще один проект по мотивам вселенной. Разрабатывала его 2K Marin – создатели Bioshock 2. Изначально игра должна была стать шутером от первого лица, но в процессе разработки проект забуксовал, его пришлось переделывать и в результате, в августе 2013 на прилавках под именем The Bureau: X-COM Declassified появился довольно скверный клон Mass Effect - без Шепарда и секса с инопланетянками, зато со шляпами и крутыми агентами ЦРУ. Действие The Bureau разворачивается в декорациях Соединенных Штатов Америки 60-ых годов прошлого столетия. Глазами спивающегося агента ЦРУ Уильяма Картера нам предстоит увидеть основание первой базы X-COM и спасти Землю от очередного вторжения сектоидов. К сожалению, разработчикам не удалось слепить хорошую игру. Всепоглощающее однообразие, отвратительно написанные диалоги и общая вторичность не оставляли никаких шансов одолеть The Bureau до конца. Подробную рецензию можно прочесть у нас на сайте.

 Светлое будущее.

Последний на данный момент проект под маркой X-COM вышел несколько дней назад и уже успел получить кучу хвалебных отзывов и рецензий. Пусть Enemy Within не стала очередным прорывом для серии, но оказалась очень достойной игрой, которая наверняка придется по душе всем любителям глубоких тактических стратегий. На этом очередная глава истории X-COM заканчивается. Будем надеяться, что с приходом консолей нового поколения серия не перестанет радовать игроков. На этом все. Остается лишь пожелать нашим дорогим читателям никогда не сталкиваться с агрессивными пришельцами за пределами видеоигр.

Что ещё почитать?
Интервью об игре Siberian Way
Интервью об игре Siberian Way
Мария Трикстер, 20.11.2024
Ubisoft делает новую Rayman
Ubisoft делает новую Rayman
Максим Антонов, 26.10.2024
Для Alan Wake 2 вышло второе DLC
Для Alan Wake 2 вышло второе DLC
Максим Антонов, 24.10.2024
Интервью об игре Грейшафт
Интервью об игре Грейшафт
Мария Трикстер, 01.11.2024
Первые оценки Dragon Age: The Veilguard
Первые оценки Dragon Age: The Veilguard
Максим Антонов, 30.10.2024