В этом году популярной серии X-COM, посвященной отчаянным попыткам завоевания Матушки-Земли злобными инопланетянами, исполняется 20 лет, а совсем недавно состоялся релиз очередной игры франчайза X-COM: Enemy Within, которая является крупным дополнением к прошлогодней тактической стратегии Enemy Unknown от создателей «Civilization». В связи с этими двумя событиями, мы не придумали ничего лучше, чем вернуться в далекий 1993 год и вспомнить с чего же все начиналось. За свою долгую и богатую жизнь сериал пережил всякое. Были взлеты, были и падения. Сегодня мы вспомним о них всех.
Рождение легенды
Серия берет свой старт с проекта под названием X-COM: UFO Defense, разработанного студией Mythos Games и изданного компанией MicroProse. В Европе игра была в то время известна как UFO: Enemy Unknown. Несмотря на путаницу с названиями, первая часть легендарного сериала оказалась очень успешной. Массовую популярность игре обеспечили прекрасная по тем временам графика, выверенный до мельчайших деталей игровой процесс и практически полная разрушаемость локаций. Последнее даже в современных видеоиграх встречается нечасто. Что уж говорить о бородатых девяностых, когда подобное казалось чем-то немыслимым?
Сюжет X-COM: UFO Defense повествовал о том, как в 1999 году правительство, обеспокоенное пропажами людей и слухами о появлении НЛО, решает создать суперсекретную организацию по защите Земли от зеленых человечков. Названа служба была не иначе как X-COM, ну а нам предстояло выступить в роли ее главы. Как и в большинстве игр того времени, сюжет подавался во вступительном интро-ролике после чего незамедлительно начиналось основное действие. Главной задачей было нахождение источника инопланетной угрозы и его полное уничтожение. В процессе поиска нельзя было забывать о сиюминутных проблемах, вроде похищений, террористических атак и прочих козней злобных инопланетных гостей, наплевав на которые игрок рисковал потерять финансирование, что в свою очередь приводило к закономерному «геймоверу».
Вся игра делилась на два режима: стратегический и тактический. В первом перед игроком представала интерактивная карта Земли, где отмечались базы X-COM, корабли пришельцев, города и прочие объекты. Главными задачами стратегического режима было сооружение и обустройство баз, разведка, а также исследование новых технологий. Во втором режиме - тактическом, как несложно догадаться, игроку предоставлялась возможность взять под свое командование солдат на поле боя и собственноручно привести их к победе.
Сегодня, UFO Defense – признанная классика, занимающая достойное место в зале славы компьютерных игр.
Вторая часть серии вышла в 1995. Называется она X-COM: Terror From The Deep и слабо отличается от X-COM: UFO Defense. На этот раз действие переместилось в 2040 год, а возрожденной из пепла организации по борьбе с НЛО под командованием игрока предстоит остановить новую угрозу, исходящую из морских глубин. Концепция и механика практически не перетерпели изменений, зато подрос уровень сложности. Пришельцы стали злее, карты – сложнее, древа технологий – замороченнее, но никаких радикальных изменений внесено не было. Может оно и к лучшему. К слову, разработчики оригинала – братья Голлоп из Mythos Games, не принимали никакого участия в создании Terror From The Deep. Несмотря на это, сиквел считается у фанатов довольно успешным, хотя до уровня оригинала ему далековато.
Падение
Ну а дальше с серией начали творится странные вещи. Мнение по поводу X-COM: Apocalypse разделилось и породило два противоборствующих фанатских лагеря. Одни утверждали, что игра изменилась слишком кардинально и не соответствует духу предшественников. Другим же пришлась по нраву возможность вести бой в реальном времени, полностью разрушаемое окружение и обновленная графика. История повествовала о экологической катастрофе, приведшей человечество к упадку. Агентству X-COM вновь предстоит взяться за дело и спасти гибнущую планету от очередной угрозы инопланетных захватчиков. В целом, Apocalypse получилась весьма неплохой, но больно уж недоделанной игрой. Издатель всячески подгонял разработчиков и в результате многие интересные фишки, вроде самообучающегося AI и дипломатии, пришлось пустить под нож.
К несчастью, после третьей части, корпорация Hasbro Interactive выкупила MicroProse и права на владение брендом X-COM. Обернулось это выходом нескольких довольно скверных спин-оффов, которые буквально похоронили серию. Первым из них стал X-COM: Interceptor. По жанру игрушка являлась смесью космического симулятора и стратегии. Проект благополучно провалился в продажах и очень скоро о нем и вовсе забыли. Далее, Hasbro планировали выпустить еще два проекта под маркой X-COM: Genesis и Alliance. Первый должен был стать сиквелом к Apocalypse, а второй – командным шутером. В результате, правда, ни одна из игр не увидела свет, так как Hasbro бессовестно выставила разработчиков за дверь. Наверное, это даже хорошо. На этом, однако, издевательство над серией не закончилось и была выпущена еще одна игра - X-COM: Enforcer, представляющая из себя унылый аркадный экшен от третьего лица. Стоит ли говорить, что фанаты восприняли его без особого энтузиазма, а Enforcer стала последним гвоздем в крышку гроба умирающего сериала.
После полного провала последних игр линейки X-COM, на свет родилась серия духовных приемников проекта под названием UFO. Большого смысла останавливаться на них нет, ведь несмотря на то, что это неплохие игры, они имеют лишь косвенное отношение к нашей сегодняшней теме.
Возрождение
На этом о серии X-COM как-то незаслуженно позабыли. И осталась бы она жить лишь в памяти игроков старой школы, если бы 5 января 2012 года не был анонсирован ремейк самой первой игры серии. Поручили его создание не кому попало, а самой Firaxis – авторам легендарной Civilization. Вышла X-COM: Enemy Unknown в октябре того же 2012 и стала одной из лучших игр года. Разработчики максимально бережно перенесли хардкорную игровую механику оригинала, осовременив и сделав ее более доступной для массового игрока, при этом сохранив глубину, свойственную своему прародителю. Если вы по какой-то чудовищной причине пропустили одну из лучших тактических стратегий последних лет – бегом в магазин. Не пожалеете.
Немного раньше, в 2010, был также анонсирован еще один проект по мотивам вселенной. Разрабатывала его 2K Marin – создатели Bioshock 2. Изначально игра должна была стать шутером от первого лица, но в процессе разработки проект забуксовал, его пришлось переделывать и в результате, в августе 2013 на прилавках под именем The Bureau: X-COM Declassified появился довольно скверный клон Mass Effect - без Шепарда и секса с инопланетянками, зато со шляпами и крутыми агентами ЦРУ. Действие The Bureau разворачивается в декорациях Соединенных Штатов Америки 60-ых годов прошлого столетия. Глазами спивающегося агента ЦРУ Уильяма Картера нам предстоит увидеть основание первой базы X-COM и спасти Землю от очередного вторжения сектоидов. К сожалению, разработчикам не удалось слепить хорошую игру. Всепоглощающее однообразие, отвратительно написанные диалоги и общая вторичность не оставляли никаких шансов одолеть The Bureau до конца. Подробную рецензию можно прочесть у нас на сайте.
Светлое будущее.
Последний на данный момент проект под маркой X-COM вышел несколько дней назад и уже успел получить кучу хвалебных отзывов и рецензий. Пусть Enemy Within не стала очередным прорывом для серии, но оказалась очень достойной игрой, которая наверняка придется по душе всем любителям глубоких тактических стратегий. На этом очередная глава истории X-COM заканчивается. Будем надеяться, что с приходом консолей нового поколения серия не перестанет радовать игроков. На этом все. Остается лишь пожелать нашим дорогим читателям никогда не сталкиваться с агрессивными пришельцами за пределами видеоигр.