Bureau: XCOM Declassified пытается решить две важные задачи: расширить вселенную XCOM и поднять жанр возродить жанр тактических шутеров на новую планку. Проект был анонсирован еще в 2010 году как FPS, затем поменял название и направление - шутер от третьего лица. Казалось, что разработчики смогут действительно сделать упор на интересную тактику и командование бойцов, однако они решили пойти простым путем и многие идеи просто забрали из Mass Effect, фактически создав клон серии.
А ведь 2K Marin никогда не занимались RPG, но решили в Bureau: XCOM Declassified добавить ролевые элементы и сделать возможность выбора вариантов ответа в диалогах. Попытка сделать успешный клон известной серии провалилась - сюжет линеен, без непредсказуемых ходов, персонажи не запоминаются, а попытка как-то добавить интригу в конце слишком вялая. Выделяется лишь главный герой - Уильям Картер, который потерял жену и детей в результате пожара и теперь совершенно не боится умереть. Да только сделать из него несчастного мужа, который вспоминает о погибшей семье не удалось; до уровня Макс Пейна Картеру очень далеко. Уильям периодически впадает в депрессию, но держится достаточно стойко, поэтому никаких сочувствий к нему не возникает. Другие же персонажи практически незаметны.
Действие происходит в 60-х годах: когда инопланетяне вторгаются на Землю, от людей правду пытаются скрыть, а все проблемы должен решить наш протеже со своей командой. У Картера в подчинении двое напарников, которыми можно руководить при помощи тактического режима - выбрать нужную команду, переместить врага на более выгодную позицию. Однако наши помощники на поле боя редко приносят пользу - ИИ слишком слабый, поэтому любые тактические изыски обречены на провал. Стоит отправить наших подчиненных атаковать с фланга - большая вероятность, что через несколько секунд их убьют. Со стрельбой у подопечных Картера тоже проблемы - например, отметив определенного врага, можно дать задания нашим напарникам его убить - проходит минута, а противник потерял от силы только половину здоровья. Тут же за десять секунд Картер спокойно решит задачу.
А вот враги берут количеством, а также мощными пушками и броней. Мелкие противники нередко используют укрытия, а вот большие неприятели идут напролом. Последних убить непросто - уязвимые места трудно обнаружить, также тратится много патронов. Боеприпасы во время битв найти тяжело, поэтому приходится лихорадочно бегать, искать любое оружие, а вот напарники патронами поделиться не могут. Зато со сложностью в игре все в порядке - противники умирают очень медленно, стреляют метко, поэтому сохранить всех подопечных до конца миссии довольно тяжело.
В чем реально помогают подчиненные - использование спецспособностей. В зависимости от развития персонажа можно выбрать различные фишки, что реально помогает против больших противников. Например, позвать помощников-дронов, которые будут лечить команду, или же отвлечь врага, создав своего клона.
После битв можно передохнуть в штабе, где и разворачивается весь сюжет игры. Картер может пообщаться с различными персонажами, выбрать миссии - в игре кроме основных заданий есть и побочные - а также подготовиться к битве. Впрочем, подготовка достаточно примитивна - агентов менять нет смысла, ибо они накапливают опыт и уже в середине игры можно не набирать новобранцев, ну а оружие, получаемое в начале задания, часто приходится менять из-за нехватки патронов. Bureau: XCOM Declassified разочаровывает еще и однообразностью - после нескольких часов игры изучены все виды противников, битвы тоже слишком скучны, а неожиданных моментов разработчики не придумали. Локации похожи друг на друга, художники явно не старались создать красивые виды. Да и ожидать от старого Unreal Engine 3 красивой картинки не стоит.
***
Bureau: XCOM Declassified смело можно пропускать. Тактический режим слабо полезен из-за ИИ напарников, сюжет явно не добавляет интриги, а скучные миссии надоедают уже к середине игры. 2K Marin решили сосредоточиться на масштабном проекте, что у них не получилось, а могли бы просто сделать акцент на хороший тактический шутер – глядишь, игра стала бы сюрпризом года.