Консольные войны нынешнего поколения между Microsoft и Sony почти дошли до точки кипения. В ход идёт всё: контракты на эксклюзивный контент, эксклюзивные игры от сторонних разработчиков и, конечно, порты. Последние - не обязательно с успешных консолей, но и с таких «живых мертвецов» как PSVita. И сегодняшняя «Сорванец: Развёрнутая История» именно такой случай.
Посылка с сюрпризом
Игра рассказывает историю посыльного Йота (или посыльной), который представляет собой ожившую «весточку» в наш мир из бумажного королевства. В последнем образовался разлом, через который Йота должен пройти. Но наш мальчуган не единственный гость из иного мира: весёлое королевство детской цветной бумаги (извивающейся, мнущейся - и в иных причудливых формах) атакуют коробки и листы из монохромной газеты объявлений. Вот такой конфликт творчества, детской непосредственности и взрослой рутины.
На самом деле, это почти «Война миров», в которой решающая роль отводится пользователю. Во взаимодействии с вами игра с самого начала ломает 4-ую стену не хуже героев комиксов Дэдпула. После переключения между каналами в духе Metal Gear Solid 4 рассказчики выкручивают яркость до минимума, чтобы игрок видел своё отражение. Тут вас представляют как «Тот-кто-из вне» и объявляют вас главным действующим лицом в противостоянии. Впоследствии к вам не раз обратятся персонажи Tearaway, которые будут вас боготворить, потому что вы можете воздействовать на бумажный мир.
Посредством DualShock 4 мы можем озарять темноту магическим свечением (гипнотизирующим врагов), сотрясать мир, а также направлять потоки воздуха. Всё это делается через «гиммики» контроллера PS4, которые в любом виде на любом устройстве ненавидят многие игроки. Тут из «свайпов», тряски и т.д. состоит практически вся игра. Но это не делает решение головоломок и платформенные этапы неудобными или непроходимыми (как это было в Heavenly Sword), а даже немало забавляет. Самое веселье начинается тогда, когда вы с помощью порывов ветра ускоряете и замедляете бумажный самолётик или проходить лабиринт, управляя стенами, или кричите в гарнитуру фразу, повторяемую пугалом.
Забава для детей?
«Гиммики» используются и в боях, где вы можете унести ветром или гипнотическим лучом врагов в обрыв. Однако не все соперники будут так просты: есть разновидности, к которым нужно будет подобрать тактику. Например, кувырком сбросить их с ходулей на бренную землю или оглушить прыжком и задавить пальцем через тач-пад контроллера. Всё это гораздо проще в исполнении, чем описано. И в этом проблема «Сорванца»: она явно рассчитана на детей, поэтому так проста и незатейлива. Да, я тоже не люблю, когда головоломки и прыжки становятся чересчур замороченными, но здесь явная нехватка глубины, из-за чего игра проглатывается на раз-два (при цене в 3к рублей). Поэтому тот же Full Throttle был местами по-азиатски сложной: люди остались бы недовольны, без проблем пробежав игру за вечер. Обозреваемой новинки вам хватит подольше, на 3-4 вечера, но вы всё равно будете ощущать незатейливость и простоту происходящего.
Но это не значит, что игра совсем простая, однако видно, что элементарные головоломки и несложный платформинг оригинальной версии для «Виты» были рассчитаны на детей. Об этом же говорит обилие моментов, когда вас попросят что-либо нарисовать. Если на экране портативной консоли это было более-менее удобным, то тачпад из-за небольшого размера абсолютно не справляется с задачей. Однако игра любой рисунок оценивает позитивно, что опять же говорит о детской натуре «Сорванца».
Рукодельный постмодерн
Но есть чем в игре развлечься и взрослым «лбам»: здесь обилие моментов, где можно настроить мир под свой вкус. Например, дать имя «Кадыров» зверьку-компаньону, и всё время ржать, когда его будут упоминать в диалогах. Или, например, нанести на знамя беличьего войска огромный символ Хеллгастов из сериала Killzone, превратив любителей желудей в воинствующих фашистов. Также порадовал костюм Кратоса, который включен в каждую новую копию игры. Поэтому, купив «Тиравей» с рук, вы лишаете себя возможности созерцать бога войны в необычном амплуа. Всё это делает из детской игры, при желании, постмодернистское высказывание.
При этом мир проекта интересен сам по себе, без модернизации. Так же, как и в предыдущей игре Media Molecule в конструкции всего превалирует определённый материал для рукоделия. В Little Big Planet это была шерсть, а тут - разноцветная бумага. Из последней сделаны все персонажи, мрачные (и не очень) леса и опушки, а также строения. Несмотря на полноценные 60 кадров в секунду, бумага анимирована слегка замедленно, в стиле любительской анимации или сериала «Уоллес и Громит». Главная особенность изображённого не только в хорошем разнообразии и миниатюрном открытом мире (хотя есть и большие по меркам «портатива» локации), но и в том, что ты веришь, что всё в «Сорванце» сделано учениками младших классов на уроках труда. Это укрепляет образ игрока (желательно, того же первоклассника) как настоящего демиурга.
Всё-таки что-то не так
Однако только геймеры со стажем распознают кондовую, времён PS2, неудобную камеру. Временами она просто неудобна или раздражающая, реже - настоящий кошмар. Перспектива расположена слишком низко, что нормально для «портатива» (с его сильно ограниченным объёмом оперативки), но дико на большом телеэкране PS4. А вторая проблема - это упомянутое отсутствие глубины и челледжа. Это не так критично - просто «Тиравей» проглатывается так быстро по темпу, что не успеваешь временами почувствовать вкус.
Однако покупка «Сорванца: Развёрнутой Истории» оправдана на PS4 этой осенью не только отсутствием других оригинальных эксклюзивов, но и творческим подходом к миру и его геймдизайну. Несмотря на корпоративное происхождение, складывается ощущение, что перед тобой изделие ручного труда.