Сейчас мало кто вспомнит, но карьера англо-французского выдумщика Питера Молинье началась отнюдь не с Black & White и тем более не с Fable; его первой большой, известной, успешной игрой стал Syndicate. Это был точечный оммаж (дань уважения) киберпанку со всеми сопутствующими признаками: мегакорпорации, тоталитарное правительство, искусственные органы, длинные черные плащи. Ролевая система персонифицировала игрока с лирическим героем «Бегущего по лезвию», но общий посыл напоминал скорее 80-летний «Мегаполис». Эстетика (полностью продублированная в Deus Ex) брала пользователя за шкирку и бросала в водоворот стерильных, безэмоциональных историй; ваш отряд выполнял заказные убийства, вырезал чужие органы и похищал менеджеров конкурирующих синдикатов. Ничего личного, чистый бизнес - впервые игра заставляла делать зло без подводных контекстов и объяснительных причин; ну да, мы тут киллерами работаем, но не потому, что в детстве любимого хомячка велосипед переехал, а потому, что работа такая и чего пристали вообще; концепция, кстати, получит развитие в Dungeon Keeper, но об этом в другой раз.
В наше время выпускать игру с подобным негативным дидактизмом, понятное дело, не стоит - и возрожденный Syndicate не имеет ничего общего с оригиналом (кроме тех самых черных плащей), роднясь, скорее, с последним Deus Ex - иногда до степени смещения. Возможно, именно эта ненамеренная схожесть стала причиной снисходительной реакции игроков и критики - а жаль: Syndicate заслуживает гораздо большего, чем грустные семерки и замшелые вердикты в стиле «крепкий середнячок».
Hands to the sky
В первую очередь надо понимать, чем творение Starbreeze отличается от творения Eidos: последний - длинный, объемный, многоплановый манифест, размышляющий о взаимозаменяемости человеческой натуры. Первый - короткий, злой, эклектичный выстрел, повествующий о судьбе одного-единственного человека. Если проводить параллели с литературными жанрами, то Deus Ex можно назвать романом, а Syndicate - рассказом; и как тут не вспомнить изречение одного умного человека: «хороший роман - это просто хороший роман, а хороший рассказ - это как поцелуй незнакомки в темноте». В нашем случае - взасос.
Кило Майлз - типичный агент типичной мегакорпорации: без роду и племени, без особых отличительных признаков и, кажется, даже без базовых материальных владений. Его жизнь протекала пластично-обыденно, пока босс (с нереализованными отцовскими амбициями) не застукал сотрудницу за сливом информации конкурентам. Сотрудница важная и посылать на исполнение простых головорезов рискованно; поэтому за дело берется Кило. Девушка, почуяв слежку, ударяется в бега, Кило за ней - и тут Начинается.
Get them high
В каждом кусочке враждебной земли, в каждой протянутой руке нищего, в каждом урбаническом пейзаже, просвечивающим через ржавую проволоку, содержится бит нервной, пугающей информации; Кило, всю жизнь проведший в фешенебельных отелях, дорогих барах и корпоративных квартирах познает реальность заново - он похож на обычного представителя верхнего класса, которого выдернули из уютного мирка, избили, связали и вышвырнули в промозглое гетто, где дети обгладывают кости крыс. В начале Кило сопротивляется, отторгая окружение: убивает всех подряд, идет по следу диверсантки и слепо слушает начальство. Сомнения закрадываются позднее; растут они пропорционально увеличивающимся кадрам с мертвыми бомжами - кульминация произойдет на верхнем этаже башни «ЕвроКорп» с пронзительным техногенным видом на разваленный финансовый район. В Ричарде Моргане (сценарист игры), видимо, где-то живет свой Тайлер Дерден; впрочем, у кого он не живет сейчас.
Наделяя - сюжет подтекстом, Ричард не забыл и про стандартную драматургию: сценарий настолько плотно выстроен, подогнан и поступателен, что диву даешься - эпизоды следуют один за другим в логической последовательности; вы всегда четко понимаете, зачем и почему идете к такой-то цели. Формат больше всего похож на сериальный в традиционном понимании когда каждые полчаса случается какое-нибудь важное событие.
Call up for help
Эмоциональная сила слова активно подкрепляется видеорядом - Starbreeze всегда умела создавать стильные игры, но в нашем случае просто какой-то графический взрыв: блестящие, бесконечно высокие небоскребы, холодно-синее марево над городом, слепящие фонарики полицейских - мир блестит, как будто его протерли тряпкой от пыли. На экране постоянно мельтешат маленькие значки, символы, заметки; технологическая мощь аугментированного организма Кило позволяет давать информацию о каждом игровой объекте - будь-то военный вертолет или бутылка пива - и от набора буковок создается дикое ощущение взаправдашнего будущего; хочется немедленно поверить в этот мир и поселиться там, несмотря на киборгов, тоталитарную власть и хроническую ксенофобию. В финальной сцене дизайнерские таланты Starbreeze достигают апогея - и хотя ради нее надо совершить безумной сложности подвиг, поверьте - оно того стоит: ни в каком Crysis и Battlefield подобного не увидишь.
Если от шутера вы в первую очередь требуете, хм, шутера, а не сторителлинговых изысков, то Syndicate вряд ли вас разочарует. Проверенная механика взята из FEAR - вам надо пройти из т.А в т.B, по пути разбираясь с простыми солдатами, аугментированными солдатами, вертолетными дроидами и даже с двумя панками-близнецами. Врагов много: приходится отсиживаться за колоннами, точечно стрелять в голову, замедлять время и эффектно перекатываться (Кило умет скользить по полу, как Фэйт из Mirror’s Edge). Наемники своим поведением напоминают тот же FEAR - они прячутся за укрытиями, «качают маятник», подло кидают гранаты и выскакивают как раз в тот момент, когда у вас закончились патроны; иногда стоит невероятных усилий выследить прицелом одного-единственного неприятеля: поганец вертится, как уж на сковородке. Не чужда им и работа в команде - пока вы будете разбираться с одним киборгом, есть вероятность что группа других зайдет вам за спину - и тут можно со спокойной душой жать на load.
Драйв бешеный, но все это, разумеется, устарело лет на шесть - в век sandbox подобный формат выглядит чистым анахронизмом. К счастью, агенты корпораций снабжены новейшим техническим оборудованием - и это микроизобретение Starbreeze переворачивает привычную систему с ног на голову. Накопив специальные очки, вы можете проникнуть в мозг противника - и заставить его пустить пулю себе в лоб. Или кинуть гранату в гущу агрессивной биомассы - комбинируя спецумения, легко превратить аккуратную комнату в хранилище развороченных трупов с лужами крови. Чужими, заметьте, руками. К сожалению, (или к счастью) современные достижения в обработке физических объектов обошли Syndicate стороной: бьются бутылки и экраны мониторов, но в остальном мир статичен и железнобетонен, а жаль - только представьте, какие горизонты появляются у игрока, завладевшего разумом огромного ракетоносца.
This shit is fire
Всем любителям поныть про казуальность современных игр, предлагается выставить максимальную сложность - и понять, насколько никчемны их страдания. Уже в типичных геймплейных ситуациях, игра бросает дикий challenge, даже не снившийся восьмибитным аркадам - а когда дело доходит до боссов… Достаточно сказать, что в один из прекрасных моментов вас просто лишают оружия - крутись, как хочешь; такое пренебрежение к вам, конечно, раздражает - особенно после угодливых Call of Duty. Хотя ничего удивительного - я, например, прекрасно помню, как в Chronicles of Riddick безоружного пользователя кидали на отряд бронированных автоматчиков; видимо, это важная составляющая геймдизайна Starbreeze.
А вот RPG-элементы, для этой компании в новинку и оно видно - вся мутная история с прокачкой персонажа оказалась фикцией, галочкой в графе «особенности», либо, как вариант, единственным мостиком связывающий оригинальный и современный «Синдикаты». Периодически вы вытаскиваете чип из мозга повергнутого босса - он дает какой-нибудь простой перк: точнее стрелять, продлить действие замедления или увеличить здоровье. За всю игру вам попадется, максимум, чипов пять, так что сильно не думайте - улучшайте первое, что попадет на глаза.
***
Syndicate постигла типичная участь неглупых игр, на чей маркетинг особо тратиться не стали - он провалился везде, где можно, собрал кучу уничижительных отзывов, и через пару лет уйдет с периферии игрового ландшафта, будто и не появлявшись. Виной тому фатальная схожесть с Deus Ex или небольшое отставание от трендов (все-таки, игра гораздо лучше бы себя чувствовала года три назад) - нeизвестно. В любом случае, если вы хотите посмотреть на настоящий, плотный шутер с отличным сюжетом или вам просто нравится киберпанк - проходить мимо ни в коем случае нельзя.