«War. War never changes» - гласит эпиграф одной очень знаменитой игры. Его же можно применить и ко всей серии Total war. Более десяти лет, с каждой новой частью, в ней улучшается графика, экономика и дипломатия. Но все прекрасно понимают, что эти изменения нужны лишь ради одного – бесконечной войны. В каждой новой части сериала мы обустраиваем города, налаживаем торговые отношения и вступаем в альянсы с другими странами и кланами, чтобы, в конце концов, создать непобедимую армию и окрасить всю карту в цвета своей фракции.
Сложный выбор
По сути, Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai, это не новая часть, а лишь сюжетное дополнение к Total War: Shogun 2 - своеобразному возвращению к истокам. Напомним, что Shogun: Total War, под цифрой один, вышел в далёком 2000 году. Однако не стоит путать это дополнение с копеечными DLC, изменений здесь хватит на целую игру. И изменения эти становятся заметны сразу после нажатия кнопки «Новая кампания». В отличие от оригинальной Shogun 2, здесь нам предлагают выбрать не только клан, но и сторону конфликта. Решать за кого играть предлагается самостоятельно и это главный моральный выбор в данной игре. События разворачиваются во время войны Босин – гражданской войны в Японии XIX века. Сражаться можно либо на стороне Сёгуна, либо во имя Императора. Но вот незадача – мир здесь далеко не сказочный и никакого разделения на чёрное и белое попросту нет. У каждой стороны свои взгляды на дальнейшее развитие Японии: Император делает ставку на союз с Великобританией и, следовательно, новейшее вооружение. Сёгунат же больше полагается на вековые традиции и опыт своего войска. Ощущение, будто мы пришли голосовать и выбираем между партиями либералов и консерваторов. Нам не говорят, что кто-то из них добрый, а кто-то злой. Мы просто делаем свой выбор между шестью доступными фракциями. У каждой из них по одной провинции, свой набор характеристик (от бонуса к дипломатическим отношениям, до снижения стоимости строительства замков) и привязанность к той или иной стороне конфликта.
Можно, конечно, и никого не поддерживать, но если вы уже знакомы с серией Total War, то ситуация, когда вы один сражаетесь против целого мира, вам наверняка приелась. Тем более торговые соглашения составляют значительную долю от бюджета. А на начальном этапе, когда вы захватили лишь пару провинций, такое поведение будет самоубийственным. Играть же за какую-либо сторону значительно интересней. Благо, невероятно улучшенная система дипломатии это позволяет. Да и запредельное количество кланов, за время одного хода которых можно спокойно попить чая, этому только способствует. Одних можно уничтожить, других сделать вассалами, а третьих, схожих с вами в политических взглядах, можно вообще до поры до времени игнорировать, поддерживая лишь торговые отношения. Основной выбор предстоит сделать в самом конце. Причём, вполне возможно оставить и Императора и сёгунат с носом, целиком завладев всей страной.
Основы основ
Наверно самой главной особенностью серии Total War, выгодно отличавшей её от конкурентов, были возможности навалять «вживую» соперникам, устав от схематичного глобального режима и, наоборот, проиграв сражение, можно просто уничтожить неугодную фракцию. На глобальной карте мы традиционно обустраиваем города и набираем войска, в общем, всячески заботимся о благополучии нашего клана и следим, чтобы не кончалась денежная подпитка для новых военных операций. В этом же режиме мы передвигаем по карте сухопутные войска и флот. Когда же армии сталкиваются с чужим войском или натыкаются на враждебный город, в этот момент включается заставка, родом будто бы из файтинга – слева мы, справа противник. Героически отказавшись от функции автоматического боя, мы ввязываемся в сражение. Перед нами открывается просторное поле боя, мы расставляем свои войска в угодном нам порядке и игра переходит из пошагового режима в реальное время. Примечательно, что в простом дополнении оба основополагающих режима подверглись серьёзным доработкам и улучшениям. В управлении нашей фракцией на карте Японии нам помогают новые агенты, со своими уникальными умениями и растущие в уровнях. К нашим услугам железная дорога и улучшенный флот. Сражения же, всегда основывающиеся на принципе камень-ножницы-бумага представляют собой дикую вещь, из-за разношерстности армий. Поначалу довольно трудно разобрать, как поведут себя самураи, на пути которых выстроился отряд с огнестрельным оружием. А ведут они себя, надо сказать, мужественно, как и полагается настоящим самураям. Интересный же, благодаря возможности прямого управления пулемёт Гатлинга не оправдывает надежд. В угоду балансу, стреляет он совершенно не так, как должен бы и не производит того эффекта, который производила в своё время пушка «Единорог» из Napoleon: Total War из-за невероятной мощи которой с вами отказывались играть в он-лайне, выбери вы Россию. Больше же всего радует возможность вызвать, в качестве бонуса, залп из корабельных орудий прямо на поле боя, если конечно ваш флот находится неподалёку. Такие залпы неплохо разбрасывают силы противника, а при неудачном стечении обстоятельств, всё равно забавно наблюдать, как заметившая вашу поддержку армия бросается врассыпную.
***
На данный момент серия Total War так и не обзавелась конкурентами, сопоставимыми с ней по размаху и проработанности. Вышедший совсем недавно King Arthur 2: The Role-Playing Wargame хоть и схож с ней по механике, но история о доблестных рыцарях и сказочных чудовищах несопоставима с возможностью переписать реальную гражданскую войну на свой лад. Поэтому если вы ещё только думаете, покупать ли Fall of the Samurai, то ответ очевиден. Пусть вас не смущает практически идентичный оригиналу антураж – Napoleon и Empire тоже мало чем отличались на первый взгляд. Серия Total War, как и раньше остается лучшей в своём жанре. Да и трудно ожидать другого результата от людей, делающих больше десяти лет одну и ту же игру.
P.S. Мы благодарим компанию 1C-Софтклаб за предоставленную версию игры.