Студия Creative Assembly уже более 10 лет сосредоточена на доведении до идеального состояния своей главной игровой серии, целиком и полностью посвященной военным действиям и подготовке к ним. Конечно же, речь идёт о Total War – игре настолько консервативной, что изменения в каждой новой части обычно касаются лишь временного периода и горстки малозаметных нововведений, невероятно повышающих удобство игры. Основной изюминкой и отличительной чертой данной серии всегда был удачный симбиоз пошаговой стратегии на глобальной карте и битв в режиме реального времени. А главной задачей было захватить «контрольный пакет» территорий за определённое количество ходов. В этот раз разработчики предложат нам не новую часть, а всего лишь сюжетное дополнение. Но не отчаивайтесь – такой аддон ничем не уступит полноценной игре, а сервис Steam пафосно сообщает, что «для игры не требуется наличие оригинальной Total War: Shogun 2».
На дворе 1864 год. Страна восходящего солнца давно наводнилась представителями прогрессивных наций, чему явно не рад сёгунат. Страна разрывается от сложного выбора – принять новейшие технологии или же сделать ставку на традиции. Здесь мы вольны сами решать, за какую из сторон выступить. Стоит сразу оговориться, что в своих играх Creative Assembly хоть и опираются на определённые исторические события, но нередки случаи, когда имеют место быть серьёзные неточности и условности. Например, по опыту предыдущих частей, Санкт-Петербург может оказаться частью Швеции. Кроме того, формат игры предполагает, что игрок будет сам творить историю. Следовательно, после первых же ходов происходящее в игре будет мало соответствовать реальным событиям.
Вообще, сюжетным дополнениям к Total War несвойственно преодолевать огромные временные промежутки. Но только не в этот раз. Напомним, первый аддон начинался за 400 лет до событий оригинальной игры. В данном же случае мы переносимся также на 4 века, но только вперед. Учитывая, что в 1864 году прошло уже полвека со времен Наполеоновской кампании, события которой были обыграны в Napoleon: Total War, то у нас на руках оказывается самое передовое вооружение из всех, что были представлены в серии Total War. А значит огнестрельное оружие снова в моде. Пожалуй, в этом и заключается самая главная особенность новой кампании – приспешники новых технологий ставят во главу угла техническое оснащение, в то время как самураи лучше подготовлены физически и морально. Вооружённых холодным оружием воинов можно расстрелять ещё на подходе, но в ближнем бою они в клочья разнесут своих слабых духом оппонентов. Учитывая, что армии можно набирать как из одних, так и из других, то перед нами открывается огромный простор для тактических ухищрений.
Отдельно хочется упомянуть о водной составляющей игры. Если раньше корабли были бестолковы и подходили, разве что, для быстрой транспортировки войск, то обретя в новом дополнении паровой ход и возможность вмешиваться в дела наземных войск, они раскрылись с новой стороны. Например, в предыдущих частях противник мог заблокировать наш порт или перекрыть торговый путь – обидно, но далеко не смертельно. Да и наши оппоненты не очень-то охотно пользовались флотом. При желании можно было пройти всю игру, строя порты лишь для установления новых торговых отношений. В виду бессилия кораблей, быстрее было покончить с враждебной фракцией, чем её суда успевали нанести сколь-нибудь заметный ущерб. Теперь же, помимо свободного расстрела чужих городов и армий на глобальной карте корабли можно использовать в качестве бонусного оружия во время полевых сражений.
Нельзя также обходить стороной дипломатию. Если вы давний поклонник серии, то после следующей фразы ваше настроение должно резко повыситься – она заработала. На деле это оказывается повышенной склонностью противников принимать логичные решения, при дипломатических переговорах. Слабый, истощенный войной клан, у которого остался единственный маленький городишко, скорее всего, сам предложит перемирие и примет встречное предложение стать вашим вассалом. А став вассалом, он даже не будет недоумевать, почему это вы захватываете всё новые и новые земли. Следовательно, и отрицательные очки территориальной экспансии он накапливать не будет. Казалось бы, мелочь, но грамотная дипломатия позволяет применять тактики отличные от «завоевание всей карты» и «один против всех сразу».
Из других нововведений можно выделить железную дорогу, через которую доставлять войска станет намного быстрее. Или пулемёт Гатлинга, управление которым можно взять на себя. Довольно сомнительная возможность для игры, в которой исход битвы зависит от наиточнейшего планирования тактики и постоянного маневрирования – времени на такие забавы остаётся не то чтобы много. Также, в лучших традициях Total War, нам будут предложены несколько новых агентов. Самым колоритным из них можно считать иностранного ветерана. Не столько за его способности, сколько за чудесный британский акцент, способный вывести из равновесия даже самого невозмутимого игрока.
Не изменились, пожалуй, лишь картинка, по сей день выглядящая красиво и аккуратно(если не брать в расчет ужасные ролики, сделанные на движке игры), да интерфейс, доведённый за многие годы до небывалых высот эргономичности. Ах, да – вступительный ролик остался прежним, но это уже вынужденные издержки дополнения.
***
До выхода Fall of the Samurai остаётся чуть меньше двух месяцев. За это время игра будет тщательно отшлифована, чтобы предстать перед игроками в наилучшем виде. Не стоит ждать от неё особых откровений – всё же это дополнение, а не полноценная новая часть. Но уже сейчас можно с уверенностью заявить, что окунувшись в Total War, очнётесь вы лишь приведя свою фракцию к победе. И чего бы вам этого не стоило, на свете нет ничего лучше, чем после долгого изнуряющего сражения увидеть надпись «Героическая победа», особенно если сражались вы с живым противником.
P.S. Мы благодарим компанию 1C-Софтклаб за предоставленную версию игры.