Тяжёлый для российской экономики и населения нашей страны 1998 год запомнился многим не только августовским дефолтом и непривычно быстрым падением курса рубля, но и замечательными отечественными играми, которые теперь числятся в списке культовых.
Особое место в наших сердцах тогда занял «Петька и Василий Иванович спасают галактику» - юмористический графический квест, вышедший аж на трёх CD-дисках, который доказал, что наши адвенчуры вполне могут потягаться с творениями студии LucasArts. Как показывает нынешнее переиздание с подзаголовком «Перезагрузка», успех творения S.K.I.F. Studio был абсолютно неслучаен.
Старый добрый ПиВИЧ
Для тех, кто не застал сие творение тогда, семнадцать (страшно подумать) лет назад, нужно вкратце объяснить культурный феномен «ПиВИЧ», который вместе со своим сиквелом продался диким по тем временам тиражом в 200 тысяч копий и породил один из самых долгоиграющих квестовых сериалов в истории жанра.
Как бы это не звучало странно, в первую очередь «Петька и Василий Иванович» подкупал тем, что это был классический, старорежимный и весьма увлекательный квест в духе Full Throttle и Curse of Monkey Island. При помощи большого контекстного меню мы изучали, осматривали, трогали и брали предметы, общались с огромным количеством персонажей и набивали местный инвентарь (оформленный в виде обшарпанного чемодана) всякими штуками, дабы потом решать разнообразные загадки. Игра не страдала ни от совершенно поехавшей логики, чем грешили многие квесты тех лет, ни мучила совсем уж дичайшим пиксельхантингом. Даже такую вещь как бесконечные перемещения между локациями господа из студии S.K.I.F. благоразумно разрешили пропускать, используя карту. В неё было банально комфортно играть – и это по достоинству оценили многие наши соотечественники.
Другой причиной народной любви к «ПиВИЧ» стоит назвать совершенно нетипичное для русской игры техническое и художественное исполнение. Десятки бережно нарисованных вручную локаций, наполненных неочевидными, мелкими деталями, достойнейший дубляж многочисленных диалогов, приличный по меркам тех лет саундтрек – игра совершенно не выглядела слепленной на коленках поделкой, собранной на голом энтузиазме, хотя во многом именно такой она и была. Её не стыдно было сравнивать с лучшими образцами западного игропрома, пускай «Петьке и ВИЧ» явно не хватало лоска и аккуратности, особенно по части анимации.
Ну и, конечно, главная фишка «Петьки и Василия Ивановича спасают галактику» была в том, что он весь до мозга костей русский. Хрестоматийные персонажи анекдотов, бесконечные отсылки к произведениям массовой культуры, привычные для нашей с вами ментальности шутки про водку, нетрадиционную ориентацию и коммунизм, понятные только русскому человеку гэги и приколы – всё это было гораздо ближе и доступнее всех зарубежных аналогов, вместе взятых. Конечно, сейчас многие приколы покажутся современному игроку совсем уж бородатыми, пошлыми, банальными или перегибающими палку, но тогда, в конце 90ых «ПиВИЧ» на все сто процентов соответствовал непростому духу времени и не стеснялся шутить над тем, что сейчас принято вежливо обходить стороной.
Петька и высокое разрешение
При производстве переиздания перед «Букой» стояла довольно банальная задача – заставить игру работать на современных ОС да решить проблему широкоформатных мониторов. По счастью, кроме этой кропотливой, но всё же технической работы, новый коллектив постарался приблизить того, старого «Петьку» к реалиям современности.
Во-первых, новички определённо будут рады системе подсказок, с помощью которой в принципе можно полностью пройти игру, ни разу не заглядывая в прохождение, не занимаясь пиксельхантингом или разгадыванием некоторых не совсем очевидных задачек. Данный узаконенный чит отлично подойдёт людям, которые бесконечно далеки от адвенчур, но искренне хотят познакомиться с отечественной игровой классикой.
Другое, гораздо более полезное новшество – упрощённая система интерфейса. Теперь при клике на объект он подсвечивается и сразу предлагает те команды, которые имеют смысл или логику, а заодно сразу и необходимый квестовый предмет, если таковой у вас уже имеется. Те, кто привык играть по старинке, парой кликов мыши могут вернуть классическую схему управления.
Самая же приятная новость о Red Comrades Save the Galaxy: Reloaded заключается в том, что за полноценную рабочую классику вы заплатите немногим больше, чем тогда, в 1998 году – всего 170 рублей.
***
Отличное переиздание, пожалуй, лучшего отечественного квеста всех времён и народов. Изумительно подойдёт как ностальгирующей публике, так и тем, кто просто захочет прикоснуться к легенде российского игропрома. И всё это – за смешные в наши кризисные времена деньги. Торопитесь.