Единственная причина держать дома дорогой ПК - стратегический жанр - последние пять лет находится в беспросветном кризисе. 2011 год в этом плане надежд не оправдал: Heroes 6 такие же ущербные, как Heroes 5, Stronghold 3 напоминает безыдейную пародию на самого себя, про российскую Искусство Войны: Корея, лучше, пожалуй, не будем. Единственным просветом в этой гробовой мгле был Shogun 2: Total War:но это лишь исключение, подтверждающее правило - когда, раз за разом, лучшей стратегией года оказывается игра со словами «Total» и «War» в названии, это наводит на некоторые мысли, не находите?
Студия Unicorn Games, отчаянно пытается внести лучик света в стратегический склеп: ее XIII век и «Александр Невский» хоть и напоминали «угадайте-какую-игру», но в целом были качественными продуктами. Нынешняя Real Warfare 2: Northern Crusaders (в России издается как «Тевтонский орден») идет проверенной дорогой: механика копирует предыдущие проекты компании, графика изменилась в незначительных мелочах, единственное нововведение уже давно помечать копирайтами - настолько оно затерто.
Мы знакомы?
Следуя доброй традиции, новая игра от Unicron Games расположена в средневековом сеттинге: 13 век, инквизиция, теология и язычество. Вы - член Тевтонского ордена, призванный огнем и мечом посеять в безбожной Пруссии веру в христианство.
В этом мире вы не одиноки - рыцарские мытарства скрашивает огромная, открытая для изучения карта. Сотня населенных пунктов, множество снующих туда-сюда жителей Пруссии - каждого можете остановить и, щеголяя одноглазой повязкой, ограбить. Или поторговать. Или узнать новости. Напоминает Mount & Blade, но в примитивной плоскости; за торговлей ничего не следует, после грабежа родственники жертвы не объявляют вендетту, квестов случайные прохожие не дают. Ребята вообще ведут себя крайне инертно - даже прогуливаясь по вражеским землям, вы скорее умрете от голода, чем от чужого меча. Про затеи с открытым миром забываешь через три часа после запуска игры; по сути все NPC исполняют роль стабильного ручейка дохода - вот уж за что спасибо. Несмотря на то, что вы почти сразу получаете под командование целый город, от поселений толку минимум: продать награбленное, восполнить поредевшие ряды и собрать дань. Некие зачатки с торговыми махинациями, которые все так любили в Mount & Blade, здесь обваливаются сразу - чтобы выторговать пару золотых надо, высунув язык, оббегать полстраны. Сюжетные квесты выдаются через случайных послов и напоминают генератор заданий из второй Elder Scrolls «набей морду тому-то», «разграбь вон ту деревню» и даже «спаси город от врага». Ровно, как и ролевую систему - несколько характеристик и развитие уровнях, вряд ли помогут вам настроить персонажа под ваш стиль игры. Причем, к некоторым параметрам можно предъявить претензии логического плана - ну, зачем, зачем, мне развивать торговлю и, прости Господи, «расширение инвентаря»? Я правда похож на барыгу-коллекционера?
Честное слово, непонятно зачем было привинчивать эту огромную карту, развитие героя и торговлю - игра все это добро использует по минимуму, и держит в качестве оправдания к самим битвам.
Жечь было наслаждением
Которые все еще дают понять, почему продукты Unicron Games получают приличные оценки и издаются за рубежом (не только ближним). У вас есть армия - можете менять формации, занимать стратегически выгодные позиции и намечать план нападения. Как и раньше, полностью истреблять врага незачем - достаточно посеять в его сердце липкий страх поражения: лучше всего достигается прерывистыми конными атаками. В левом нижнем угле экрана маячит табличка с примерно сотней параметров; особенно внимание стоит уделить моральному духу - если низкий, то готовьтесь к капитуляции, если высокий - бронируйте места в таверне.
Противник сюрпризов обычно не преподносит; тактических изысков лучше поискать в другом месте - AI способен лишь давить числом и убегать от прямых атак лучников. Зато ваши воины чудят, как хотят - могут, например, радостно броситься в погоню за одним деморализованным солдатом, упуская из виду угрожающий полк копейщиков, стоящих в двух шагах от.
Эпичности, присущей Total War, в «Тевтонском ордене» не наблюдается - ребята просто смешиваются в кучу цветастых полигонов, натужно симулируя войну. Сражаются кстати, только, первые ряды; остальные видимо лузгают семечки и травят анекдоты.
Мультиплеер, который в теории должен разрушить эту несуразицу, работать отказывается: «Нет связи с сервером» и так далее; особенно обидно учитывая обещания разработчиков. Ждем патчей.
Технологически, игра выглядит достойно - даже не скажешь, что делалась в Киеве: средневековый дизайн пышет завитушками и ажурной раскраской; рыцари почти не уступают коллегам из Medieval 2. Обожаемый всеми небогатыми разработчиками «эффект замыливания» немного перегибает планку - таких дешево-конфетных ландшафтов еще поискать; но в целом, повторюсь, уровень графики приличный.
***
«Тевтонский орден» можно долго, справедливо ругать - помимо очевидных недостатков, он еще и похож на XII век и Mount & Blade - вплоть до степени смещения. Да, можно обвинить Unicron Games в копировании и самокопировании. Но скажите, дорогие любители стратегий, большой ли у вас выбор в этом году? Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать? В этом и дело; а, как известно, на безрыбье - и рак рыба. Тем более, что у нас не рак - а вполне себе сносный карп. Немного помятый.