Анонсированный вместе с Xbox One, Quantum Break был одним из самых ожидаемых релизов последних лет – от финской студии Remedy, авторов культовой дилогии Max Payne и отличного Alan Wake, ждали по-настоящему прорывного шутера, с отменной графикой, интересными механиками и великолепным сюжетом. Увы, триумфа не произошло – Quantum Break оказался не настолько крутым, чтобы ради него нестись в магазин за Xbox One, а версию для Windows 10 за техническое исполнение (и первоначальный ценник в 4000 рублей) покрыли толстым слоем критики все кому не лень. Microsoft, кажется, поняли свой просчёт, и решили перевыпустить игру в Steam и с поддержкой Windows 7. Стоила ли играть свеч? Давайте подумаем.
Дневник путешественника во времени
История Quantum Break рассказывает нам о простом парне Джеке Джойсе, который по просьбе своего старого друга Пола Сайрина приезжает в университет Риверпорта и помогает тому в эксперименте с запуском машины времени. Естественно, заканчивается опыт учёного не совсем удачно – и, несмотря на предостережения брата Джека, Уильяма, происходит катастрофа. Сайрин отправляется в прошлое, где становится главой зловещей корпорации «Монарх Солюшнз», а по совместительству – нашим антагонистом, в материи времени образуется Разлом, грозящий апокалипсисом, а наш герой Джек, облучившись некими частицами-хрононами, получает суперспособности.
Излюбленную фантастами тему про перемещения во времени сценаристы Remedy обыграли весьма умело, взяв за основу мотив невозможности изменения прошлого. Именно вокруг этого и строится противостояние нашего героя, старающегося всеми силами решать проблемы по мере их поступления, и холодного расчётливого Сайрина, который осознал неминуемый конец света и разработал свой собственный план спасения человечества.
Мир, в котором я живу
При этом в излюбленной Remedy манере, история Quantum Break подаётся не столько в диалогах и кат-сценах, сколько в многочисленных записях и деталях окружающего мира. По шутерным меркам текста в новой игре финнов просто море – но лишь читая электронную переписку между основными и второстепенными героями и внимательно изучая локации, можно составить цельную картину и историю этого мира, заодно словив целую тонну отсылок к предыдущей игре от Remedy.
Правда, тут разработчики по части повествования пошли ещё дальше, чем в Alan Wake и влепили в Quantum Break полноценный сериал - с неплохой постановкой, экшен-сценами, декорациями и недурственными актёрами. Так, например, Пола Сайрина играет Эйдан Гиллен (Петир Бейлиш из «Игры Престолов), его правую руку, Мартина Хэтча играет великолепный Лэнс Риддик (Бройлз из «Грани»), а роль нашего протагониста досталась мечте всех девчонок начала 2000ых, Шону Эшмору, более известному как Айсмен из первых «Людей Икс». Забавно, что если игровые эпизоды мы полностью наблюдаем от лица Джека Джойса, то сериал в основном сфокусирован вокруг персоны Пола Сайрина и его подопечных – это довольно интересное решение позволяет гораздо глубже понять мотивацию и поступки условных «плохишей».
При этом как внутри самой игры, так и в телесериале есть интересные вариации, которые зависят от того, насколько внимательно ты изучаешь уровни, и какой выбор после каждого актов будет совершать игрок, принимая на себя роль Пола Сайрина. На финал истории, конечно же, это влияния не окажет, но вот меняющиеся от ваших действий текущие события очень сильно помогают погрузиться во все хитросплетения и интриги местной истории.
Уклоняйся @ замедляй
По механике Quantum Break предстаёт шутером от третьего лица с целой прорвой возможностей по контролю над временем, которыми постепенно обучается протагонист. Джек, как Цири из Witcher 3, может телепортироваться на короткие расстояния, ставить барьеры от пуль, уничтожать врагов хроновзрывом и замедлять в небольшом радиусе время при помощи сферы, которая впитав горсть пуль, рассыплется потом целым парадом фейерверков, выпустив все зависшие в ней снаряды за раз.
К сожалению, на этой благодатнейшей почве Remedy умудрились сотворить деревянный и во многом устаревший шутер по лекалам жанра десятилетней выдержки. Все перестрелки происходят на аренообразных уровнях с равномерно разложенными по углам рюкзачками с боеприпасами, скриптованными порциями врагов и постановкой на уровне Max Payne 2. Апофеоз дурновкусия – бронированные враги, которым приходится заходить в спину.
Заметно, что Remedy всеми силами пытались разбавить эту порочную схему, то бросая против вас врагов, неподвластных трюкам со временем или оснащённых приборами подавления умений, то погружая мир и не защищённых от аномалий врагов в зыбучий кисельный стазис, но факт остаётся фактом – шутер из Quantum Break вышел безыскусный, несовременный и местами даже топорный – например, наш герой даже не умеет стрелять от бедра или перемещаться свободно между укрытиями.
В некоторой степени эта простота механики нивелируется безупречным визуальным её воплощением – враги в хронокостюмах после смерти замирают и «глючат» в воздухе, применение умений ломает реальность, заставляя её дёргаться во временных глитчах, а любой рывок героя вызывает симпатичную рябь и размытие. Особенно хорошо в этом плане вышли эпизоды без экшена, где нам приходиться пробираться при помощи наших способностей через застывшие во времени или проходящие через циклы локации – жаль только, что самые вкусные сцены Remedy успели заспойлерить в предрелизных роликах. К слову, дополненная версия для Steam радует меньшим, чем версия на Xbox One количеством «мыла» и гораздо более солидной, чем первый релиз на ПК, стабильностью работы – в отличие от ада, творящегося в апреле на Windows 10, теперь мы свободно смогли запустить игру на максимальных настройках при стабильно высоком количестве кадров в секунду.
Но самая главная проблема Quantum Break даже не в среднем экшене и нединамичной многословной подаче истории, а в том, что две эти части игры существуют как будто параллельно и независимо друг от друга. Сначала мы несколько минут трындим с каким-нибудь NPC, медленно пробираясь по локации и исследуя записи, после чего нас бросают сквозь череду поединков на замкнутых аренах. Далее нам дают ещё кусочек истории и пару загадок, связанных с трюками со временем, снова привозят минут десять экшена, затем заставляют сделать выбор за злодея. Завершается цикл получасовым эпизодом сериала – и всё повторяется вновь. После потрясающего Uncharted 4, где подача и сюжет идут рука об руку с увлекательным действом, играть в Quantum Break становится особенно тяжко.
***
Quantum Break, обладая мощным потенциалом по части боевой системы, уникальным визуальным стилем и неплохим сюжетом, промахивается по части общей реализации и связи сюжета с игровым процессом. В результате вместо хита на все времена получилась лишь занятная, стильная, но весьма обыкновенная пострелушка на полтора вечера, которая запомнится лишь несколькими зрелищными сценами, двумя отличными актёрами да сумасшедшим количеством деталей, плотно напиханным в восьмичасовую игру.