«Я думаю, мы должны забыть все разногласия между нами.
Ради науки.
Ты чудовище»
GlaDOS
Эта реплика была заучена многими фанатами Portal за многие месяцы до выхода сиквела, когда в сеть начали поступать более-менее внятные трейлеры, а не только так популярные среди «клапанщиков» паззлы и пасхалки. Portal 2 обещала, и просто обязана была стать грандиозной, ведь такая короткая первая часть покорила неординарным геймплеем и атмосферой миллионов фанатов. Что делать, это Valve, они не привыкли выпускать плохие игры.
Помните, мы убили саркастически настроенный искусственный интеллект GlaDOS, которая пообещала нам тортик, за участие в программе по тестированию работы порталов, а получили мы в награду только перспективу быть сожжённым заживо в крематории? Так вот, совсем GlaDOS не мертва оказалась (помилуйте, ведь нельзя убить компьютерную программу), да и мы не совсем сбежали. Под «мы» я имею в виду девушку со странным то ли именем, то ли псевдонимом Челл. После приключений оригинального Portal, Челл успешно сбегает из подземного испытательного комплекса Aperture Science и оказывается на поверхности земли. Не дав девушке толком надышаться свежим, неотфильтрованным воздухом, её снова насильно затаскивают в комплекс. Что ж, через четыре года ожидания нам наконец пролили свет на истину.
Как оказалось, безумные роботы (злыми их как-то язык не поворачивается назвать), поместили Челл в одну из камер для «хранения» испытуемых. Именно в такой камере стартует сюжет игры. С самых первых минут раскрываются таланты сценаристов и дизайнеров. Происходящее на экране порой вызывает не только скромную улыбку, а самый настоящий смех. Челл и Гордон Фримен, как видимо, одного поля ягоды: оба держат язык за зубами. Хотя, вставить хоть слово между беспрестанно тарахтящим наделённым интеллектом модулем Уитли не представляется возможным. Да, это новый герой нашей пьесы, который будет сопровождать нас до победного конца.
Болтливого робота, до встречи с Челл, всячески ущемляли и запугивали, поэтому ведёт он себя примерно как верный пёс, не видевшийся со своим хозяином с месяц. Уитли, озвученный небезызвестным Стивеном Мерчантом, будет помогать нам снова бежать из комплекса, открывая обходные пути, а потом и станет ключевым звеном в возвращении GlaDOS к жизни. Приятный британский акцент Мерчанта будет звучать в эфире на пару с оцифрованным голосом Элен МакЛейн, которая будет отпускать тонны иронических шуточек и издёвок в адрес Челл. Сюжет пару раз переворачивается с ног на голову, действие больше не происходит в белоснежных слепящих глаза испытательных камерах. Челл находилась в состоянии искусственного сна очень долго, за это время комплекс приобрёл вид заброшенный, отчуждённый, почти апокалиптический. По пути к освобождению мы побываем и в уже знакомых, но состаренных, локациях, а также в таких закоулках Aperture Laboratories, о существовании которых мы даже не подозревали.
Вот теперь стоит поговорить о самом главном – обновлённых головоломках. Наш скромный арсенал из портальной пушки и утяжелённого куба-компаньона значительно пополнился. И так в меню: отталкивающие пластины, способные мгновенно перебросить Челл на солидное расстояние; световые барьеры – с их помощью заслоняемся от огня говорящих турелей и используем их в качестве мостиков; гравитационные тоннели – очень оригинальная вещь, всё, что попадает в зону их действия, медленно плывёт по направлению движения частиц в тоннеле; новая разновидность куба, который может преломлять лазерные лучи, направляя их, куда мы захотим, ну и три вида геля. С действием волшебных гелей нас знакомят примерно во второй половине игры, всего есть три разновидности. Принцип действия очень прост – тщательно наносим гель на любую поверхность и: на синем выше прыгаем, по оранжевому быстрее передвигаемся, а белый делает любое место пригодным для создания порталов. Поговаривают, что в ранних билдах игры существовала ещё одна разновидность геля, позволяющего разгуливать по потолку и стенах, но игра от этого превращалась в подобие Portal 2
Но самые основные сюрпризы игры припрятаны за минуту до финальных титров. За всю свою жизнь я не видел более оригинальной и неожиданной развязки. Даже сейчас, печатая эти строки, по телу проносится дрожь. Много ещё чего можно написать о персонажах, особенностях атмосферы и многих занятных мелочах, без которых не обходится не одна игра этой знаменитой компании, но оставляю вам возможность насладиться шедевром самостоятельно. Заметили, я не сказал ни слова о технических сторонах игры. И не надо, достаточно только двух слов – всё круто.
Буквально пару дней назад глава Valve Гейб Ньювелл, объявил, что скорее всего, игр с однопользовательским режимом они выпускать больше не будут. Учитывая опыт и достижения вашингтонцев в области мультиплеерных баталий, я ему охотно верю и жду с нетерпением продолжение Half-Life 2. Возможно выпадет возможность наконец рассмотреть Гордона Фримена - гения-легенду игровой индустрии - со стороны, играя за Аликс или ещё кого. Вот и в Aliens vs. Predator есть великолепный кооперативный режим. Он никак не пересекается с сюжетной кампанией. Там свои шутки, заточенные под совместное похождение головоломки и новые персонажи – роботы P-body и Atlas.
***
Если вы до сих пор не приобрели игру, то рекомендую задуматься и поскорее отправиться в магазин. Поставляется Portal 2 в двух вариантах – тёмное и светлое издание. Коробочка содержит три наклейки, вкладыш-обложку DVD бокса, DLC (всё это уникальное для каждого издания), головоломку и значок в тёмной и светлой версии соответственно. Также в обе версии включена бесплатная копия оригинального Portal