Kickstarter-кампания ужастика Perception была обречена на успех. Молодая независимая студия, состоящая при этом из настоящих ветеранов индустрии, работавших над BioShock и Dead Space, интересный концепт, обещавший поместить игрока на роль слепой девушки, которая попадает в жуткий таинственный особняк – этого уже оказалось вполне достаточно, чтобы финансирование проекта состоялось.
Увы, за потоком нереализованных амбиций и громким опытом создателей кроется весьма невзрачный хоррор, про который рассказывать веселее, чем в него играть.
Фредди в дом зови
Perception знакомит нас молодой женщиной по имени Кэсси, которая не видит ничего с самого рождения. Жуткие ночные кошмары стали преследовать бедолагу, что привело её в странный и старый особняк с долгой и запутанной историей. Именно тайны дома и свою собственную связь с этим местом и придётся распутывать главной героине.
Начинается игра весьма многообещающе и практически сразу знакомит нас с главной идеей игры, которая заключается в том, что Кэсс ничего не может видеть. Единственный способ её ориентации в пространстве – эхолокация, как у щелкунов в The Last of Us. Мы можем по нажатию одной единственной кнопки стукнуть по полу тростью, после чего вокруг места удара ближайшее окружение на некоторое время подсветиться, после чего угаснет.
«Свет» идёт не только от постукивания по полу, но и от шагов и многих окружающих предметов – включённых приборов, выпускающих пар труб отопления, открытых окон в которые немилосердно дует пронзительный ветер.
Поначалу эта интересная деталь и минималистичный визуальный стиль создают должную атмосферу и ровный ритм. Но совсем скоро он ломается с появлением преследующей героиню сущности. Если вы создаёте слишком много шума, то рядом обязательно появится жуткое привидение, которое, впрочем, пугает и напрягает лишь первые три раза.
Потом ты быстро учишься передвигаться тише, не стучать без нужды по полу лишний раз и ловко прятаться в шкафах, ящиках и за многочисленными ширмами. Преследователь не проявляет никакого упорства и достаточно быстро убирается восвояси, а способность героини по нажатию одной кнопки подсветить свою следующую цель (а вот и Dead Space приехал) напрочь убивают погружение и челлендж.
Азбука Брейля
Всё это время Perception неловко прикидывается ужастиком и запускает каждые десять минут банальные скримеры и меняет архитектуру дома, как лабиринт. Это скорее вызывает фрустрацию, чем страх. Не развлекают и однотипные паззлы, состоящие в основном из заданий в духе «Найди кодовое число или ключ в соседней комнате».
Единственное, что по-настоящему получилось интересно – это само изучение дома. Взяв много черт у симуляторов ходьбы вроде Gone Home и «Хроники последних дней», Perception иногда умудряется рассказать через записки и элементы окружения леденящие душу жутковатые истории, которые главная героиня ещё и достаточно эмоционально прокомментирует, если игрок не выставит режим «Не болтай, стерва» перед началом игры, который оставит лишь сюжетно важные фразы.
Но ради историй о привидениях терпеть всю боль и скуку бывает очень трудно, особенно учитывая довольно посредственное исполнение самой игры, как художественное так и техническое.
***
У Perception есть пара интересных идей в механике и несколько занятных штуковин по части повествования, но большинство из них просто вязнет в вязком омуте скучнейшего игрового процесса. При своей небольшой продолжительности в четыре-пять часов, она успевает упереться в потолок своих возможностей уже через минут сорок, оставляя игрока наедине с читающим записки прибором text-to-speech, красным надоедливым духом и скучным домом, который иногда делится интересными историями. Набор, прямо скажем, не располагающий к однозначному знакомству.