Если бы кто-нибудь задался целью создать Топ-10 культовых отечественных игр, то «Мор. (Утопия)» 2005 года с лёгкостью могла занять бы в этом списке почётное первое место. Устаревший технически на пятилетку, душевно «Мор. Утопия» опередил время, появившись в тот момент, когда инди-игры ещё не были предметом любви и обожания, а круг интересов публики ограничивался самым стоеросовым мейнстримом. Неудивительно, что «Мор. Утопия» собрал полный диапазон мнений – от резко негативных до восторженных и такой же набор оценок от профильной прессы.
Иностранцам повезло ещё меньше, чем нам – международный релиз задержался ещё на год, а из диалогов и истории были безжалостно вырезаны целые куски. Как ни странно, на восприятие Pathologic (так игра называлась на Западе) это почти не повлияло – о проекте Ice-Pick Lodge отзывались не иначе как «лучшая игра, в которую никто не играл».
Сейчас у всех присутствующих в преддверии полноценного ремейка «Мора (Утопия)», который выйдет в 2016 году, есть шанс ознакомиться с HD-версией оригинала. Стоит ли оно того?
Триптих
Чем же интересна игра десятилетней давности сегодня? На этот вопрос однозначно ответить трудно. Тогда, в 2005 году по поводу жанровой принадлежности «Мор. Утопия» СМИ упражнялись как могли, называя её то survival\horror (чем очень раздражали руководителя Ice-Pick Lodge Николая Дыбовского), то «RPG в реальном мире», то детективным квестом. На самом деле правы одновременно все и никто.
Подобные игры на Западе называются immersive simulator, то есть смысл игры в том, что она погружает тебя в детальный живой мир, в котором ты можешь действовать так, как считаешь нужным. Ты – один из трёх героев, которые попали по разным причинам в некий Город в преддверии жуткой эпидемии. На выполнение персональной глобальной цели выдаётся ровно двенадцать дней, при этом время неумолимо бежит вперёд – спасти всех и каждого практически нереально, успеть выполнить все задания каждого из дней – тоже.
При этом каждому из героев приходится заботиться о своём состоянии – иммунитете, голоде, здоровье, репутации, собственном кошельке, в конце концов. Да, в «Мор. Утопия» есть динамическая и весьма жестокая экономика, которая заставляет постоянно искать любые источники дохода, вплоть до мародёрства.
Другая проблема игрока – бандиты. Выходящие ночью работники ножа и топора легко и просто могут лишить жизни как почтенного бакалавра Данковского, так и гаруспика Бураха с Самозванкой, так что приходится ещё заботиться о своей боеспособности и следить за состоянием оружия и количеством боеприпасов.
Но самое важное, что есть в игре – общая гнетущая атмосфера, складывающая из всех остальных элементов. Архитетура Города, его странные жители, приглушённый эмбиент на заднем фоне, многочисленные ветвистые диалоги, написанные как будто бы для театральной постановки – всё это производит мощнее цельное впечатление, которое совершенно не хочется препарировать на детали и распихивать по полочкам.
Графон не завезли
За год до появления оригинального «Мор. Утопия» в свет вышла целая плеяда высокотехнологичных шутеров – Half-Life 2, Doom 3, Far Cry, Painkiller - не удивительно, что «Мор» попросту отпугнул игроков своим техническим исполнением.
Убогие одинаковые модельки жителей, позавчерашняя анимация, дальность прорисовки времён Playstation, инвентарь а-ля RPG начала 2000ых, а в западной версии ещё и корявый порубленный перевод – неудивительно, что за это оригинальный Pathologic отпинали все, кому не лень.
К несчастью, многого от Pathologic Classic HD ожидать не стоит – разработчики сделали поддержку высоких разрешений, натянули качественные текстуры, исправили баги и полностью переделали международную версию, но это по-прежнему игра 2005 года, которая ещё тогда выглядела ой как не ахти.
***
Pathologic Classics HD относится к тому типу игр, которые можно как с лёгкостью полюбить всем сердцем за неоднозначный сюжет, атмосферу и нестандартный микс жанров, так и люто возненавидеть за однообразные почтовые квесты, примитивную картинку, откровенно жуткие бои и полный пофигизм к сидящему по другую сторону экрана человеку. Исключительно вам решать стоит ли риск потенциальной награды, но с осторожностью отметим, что ничего подобного «Мору» за эту декаду так и не вышло, поэтому упускать второй шанс ознакомиться с живой классикой всё же не стоит.