Независимая датская студия Playdead за одиннадцать лет своего существования выпустила всего две игры, на прохождение которых вы не потратите и пары вечеров, но которые почти наверняка намертво врежутся в память.
Конечно же, речь идёт о Limbo и INSIDE, двух уникальных паззл-платформерах, которые теперь добрались и до гибридной консоли Nintendo Switch. Несмотря на то, что в своё время мы уже писали рецензии на оба инди-шедевра, отказаться от повторного знакомства с ними на Switch было невозможно.
Не рай и не Ад
Оригинальный Limbo вышел на Xbox 360 в 2010 году, в ту эпоху, когда независимые разработчики только начали активно заявлять о себе, и практически сразу завоевал успех у игроков и критиков. Limbo смог доказать всем, что даже за небольшие деньги и крошечной командой можно сотворить маленькое чудо – хватило бы таланта и прилежания.
Даже сегодня, спустя восемь лет после своего выхода, дебютная игра Playdead поражает своим чутким минимализмом. В Limbo нет абсолютно ничего лишнего – и этим он прекрасен. В истории о мальчике, который ушёл искать свою сестрёнку в страшный тёмный лес, нет ни диалогов, ни персонажей, но в самом окружении есть столько интересных деталей, что мысли и теории сами выстраиваются у тебя в голове одна за другой.
Нет в мире Limbo и ярких цветов – вся игра выполнена в депрессивном монохроме, где смутными тёмными дрожащими очертаниями выплывают предметы и сам герой, которого вы будете выхватывать из окружения порой исключительно по светящимся глазам. Таким же образом вы будете почти бессознательно воспринимать и местный саундтрек – вместо навязчивого занудного эмбиента авторы соткали музыкальное полотно из тщательно подобранных и едва различимых последовательностей звуков, которые погрузят вас в гипнотический транс.
Завершает портрет Limbo удивительно органичный и плавный геймплей – здесь нет чудовищных последовательностей из прыжков, требующих ювелирной точности, а задачки органично вплетены в окружение, не насилуют мозг сломанной логикой и практически не повторяются. Наказанием за ошибку в Limbo всегда является жестокая и молчаливая смерть, которая отправляет обычно к той же пропасти или механизму, что лишь усиливает местную атмосферу одиночества и безысходности.
Внутри
INSIDE продолжает и развивает ровно те же идеи, что были заложены в Limbo, но делает это на совершенно новом уровне – как эстетическом, так и технологическом. Мы снова управляем безымянным молчаливым мальчиком, который на этот раз попал в странный антиутопический мир, где остатки былой цивилизации почему-то приходят в запустение, а люди в белых халатах устраивают бесчеловечные опыты по контролю над разумом.
Следуя традиции «показывай, но не рассказывай» INSIDE проведёт игрока по ещё одному депрессивному, нарисованному в нарочито серых тонах миру, в котором, однако, по сравнению с Limbo стало намного больше деталей и перспективы. Глубже и богаче стал и саундтрек, который при записи пропускался через настоящий человеческий череп, что сделало местный звук ещё более въедливым.
Но самым разительным прогрессом INSIDE по сравнению с Limbo стали загадки – оставаясь двухкнопочным платформером, позволяющим герою взаимодействовать с предметами окружения, Playdead довели свою формулу вплетения паззлов в окружение до совершенного абсолюта. Вариативности и их лаконичной выверенной простоте можно только аплодировать.
Беру с собой
Нетрудно предположить, что восприятие Limbo и INSIDE сильно зависит от самого играющего – проекты Playdead требуют определённой степени погружения и комфорта, которые изумительно сочетаются с форм-фактором Nintendo Switch.
Конечно, обе игры можно взять с собой в метро или вывести через док-станцию на большой телевизор, но тогда вы рискуете потерять львиную долю их обаяния и атмосферы – тем более INSIDE выглядит в стационарном режиме хуже, чем версия для PS4. Не претендуя на истину в последней инстанции, рекомендуем следующий способ – выключите дома свет, подключите к Nintendo Switch свои самые лучшие наушники, сядьте в удобное кресло и абстрагируйтесь от окружающей реальности. Поверьте, даже если вы уже проходили Limbo и INSIDE, в таком режиме вы не остановитесь, пока не пройдёте обе игры.
Единственное, что может остановить вас от покупки в данном случае может быть только цена – за Limbo в eShop просят почти 700 рублей, а за INSIDE – в два раза больше. Искусство, как говорится, требует жертв.
***
Два самых интеллигентных, креативных и стильных платформера добрались до Nintendo Switch – если вы до сих пор не играли в INSIDE и Limbo вы просто обязаны их купить. Если же вы уже имели честь с ними ознакомиться, то право решить достойны ли они повторной покупки за возможность взять их с собой остаётся исключительно за вами.