Столица Дании, город Копенгаген, является родиной многих деятелей современной культуры. Тут родился и начал свой творческий путь скандально известный режиссёр Ларс фон Триер, его коллега по цеху Николас Виндинг Рёфн и, например, один из самых ярких представителей современного экспрессионизма, Карл-Хеннинг Педерсен. Здесь же находится небольшая студия Playdead, которая сделала за десять лет своего существования всего две игры, но зато такие, что на их фоне меркнут многие ААА-блокбастеры.
Лимб
Первым их проектом был платформер LIMBO, выстреливший летом 2010 года сначала на Xbox Live и в Steam, а потом покоривший в течение пары лет практически все известные платформы – от iOS до PS Vita. Суть его была крайне проста – мальчик искал свою сестрёнку в гнетущем и депрессивном монохромном мире, полном странных существ, ловушек и бесконечных жестоких смертей.
Запомнилась Limbo двумя вещами – невыносимой, но почему-то жутко притягательной депрессивной атмосферой, приправленной экзистенциализмом в духе культового «Ёжика в тумане» и нарочитой простотой процесса. Да, идеальным дебют Playdead не был – ближе к концу он слегка раздражал чрезмерным числом рычажков и ящиков, да и по продолжительности он был весьма скромен, но тем сильнее на контрасте кажется их новая игра – INSIDE.
Внутри
В основе INSIDE лежат абсолютно те же принципы, что и в Limbo – это минималистичный платформер с мальчиком в главной роли. Большую часть времени мы по-прежнему перемещаем героя по экранам и решаем простейшие загадки. По первым кадрам игру даже можно перепутать с предшественником – настолько они близки по внутреннему устройству. Но потом очень быстро приходит осознание того, что INSIDE гораздо глубже и оригинальнее своего прародителя.
Весьма расплывчатый и абстрактный Лимб заменил суровый, реалистичный, антиутопический мир, в котором всех людей превратили в послушных марионеток. Немногих сопротивляющихся ловят специальные группы с собаками, а следы прежней, свободной цивилизации медленно приходят в запустение и упадок. Все эти оруэлловские ужасы нам придётся увидеть своими собственными глазами – от городских улиц, по которым ровным строем шагают зомбированные граждане до секретных подземных лабораторий, где учёные в белых халатах проводят бог весть какие опыты над людьми. Естественно, что никакого словесного нарратива в INSIDE нет – и тем приятнее медленно, шаг за шагом самому познавать секреты окружающего мира и строить догадки о том, как здесь всё устроено.
При этом нарисована игра в нарочито приглушённых, серых тонах и снабжена таким же вкрадчивым, трогающим за душу электронным эмбиентом – INSIDE погружает в себя мгновенно, одновременно увлекая и пугая.
На пути к спасению
В отличие от Limbo, где некоторые элементы, несмотря на небольшую продолжительность, частично повторялись – весь INSIDE это абсолютно уникальное приключение, где практически не встречается ни одной одинаковой ситуации или загадки. То герою приходиться перелезать через металлическую ограду, чтобы спастись от своры псов, то использовать коробки со встроенным в них пневматическим механизмом, то прятаться за листом металла от разрывающих на части ударных волн, производимых жутким механизмом, то нырять в мутные серые воды с батискафом. Особо свежими получились загадки, в которых мальчику необходимо брать под контроль тех самых зомби-людей при помощи пси-шлема.
Заплутать или застрять, как это ни удивительно, в INSIDE практически невозможно. Здесь есть несколько не совсем очевидных загадок, но стоит лишь немного задуматься, как решение придёт само собой.
Жаль лишь то, что счастье заканчивается весьма быстро - где-то через три часа по экрану побегут финальные титры, заставляя вас думать над ошеломляющим и выносящим напрочь мозг концом этого приключения.
***
Ради такого можно ждать шесть лет – Playdead переплюнули свой прошлый опыт и подарили миру ещё один невероятный платформер, который обязан приобрести и пройти любой поклонник качественных, умных и необычных игр. Стоит INSIDE, кстати, совершенно смешные по нынешним меркам деньги.