Этот год выдался богатым на игры жанра киберпанк. Сначала в июле появился EYE Divine Cybermancy, затем в самом конце лета Deus Ex: Human Revolution, и почти одновременно с ним, состоялся релиз игры о которой мы сейчас и поговорим.
Hard Reset – проект, который казался тёмной лошадкой. Непонятной и неожиданной игрой. Что примечательно – анонс тайтла состоялся всего-навсего в середине этого лета и ровно через два месяца Hard Reset оказался на полках магазинов и в свободной цифровой продаже. В России релиз состоится 23-го сентября, но мы уже поиграли в игру и позволим себе донести всю информацию до наших читателей уже сейчас. Так сказать - из первых рук.
Не время ждать
Так почему всё-таки получилось так, что анонс игры произошёл буквально за два месяца до релиза? Неужели разработчики настолько наловчились готовить видеоигры, что могут делать это за пару месяцев?
Дело в том, что Hard Reset – проект польской независимой студии Flying Wild Hog (не подумайте ничего плохого), которая состоит из бывших сотрудников People Can Fly, CD Project Red и City Interactive. Названия студий говорят сами за себя. Это - известный Painkiller, Bulletstorm и т.д. А анонсировали Hard Reset так поздно только потому, что хитрые разработчики не хотели заставлять игроков ждать релиза. Что очень похвально, по-нашему мнению. Вот бы так все. А то только в этом году запланировано великое множество игр, которые мы ждём уже порядка двух-трёх лет. А так – совсем неплохо получается.
Что? Где? Когда?
Hard Reset стартует, как говорится: с места в колодец. Ничего не объясняя, нам показывают, как орда непонятно откуда взявшихся роботов атакует город Бельфегор. В стильных комикс-зарисовках подробно изображают картины спасения людей от полчищ кровожадных железяк. Затем, внезапно мы оказываемся в теле главного героя – опять же непонятно зачем и непонятно откуда взявшегося. Видим в руках пушку, осматриваемся, делаем пару шагов и, вдруг, так же неожиданно, как и всё остальное на нас кидаются непонятные треугольники на ножках с бензопилами, так сказать во рту.
Мы отстреливаемся, и только тогда нам проводят краткий инструктаж по смене оружия, по перемещению – показывают, как именно различаются шкалы здоровья, усталости и перегрева оружия.
Однако, вероятно, в силу неизвестности, неожиданности и непонятности всего происходящего, всё прохождение от начала и до конца, из головы не выходят навязчивые мысли – кому и зачем всё это надо? Так происходит не из-за того, что сюжет игры не ясен. Как раз он становится понятен «от и до» примерно через две-три главы. Всё дело именно в подаче самого проекта.
Сценарий хорош, ничего не попишешь, но мир не ясен – где вообще я нахожусь – первый вопрос, который посетит наши головы в начале. А почему роботы действуют против человечества, а не работают в бытовом промысле? – второй вопрос примерно в середине первой главы. Зачем я играю в это? – третий вопрос, возникающий ближе к середине прохождения.
Геймплей в угоду стилю
Всё, что от нас требуется в игре – это отстреливать четыре вида роботов, которые отличаются между собой, разве что, размерами и атакующими способностями. В основном, конечно, они тупо лезут в рукопашку, что не очень удобно для игрока, так как разработчики не соизволили добавить хотя бы тот же удар прикладом. Поэтому весь геймплей состоит всего из пары базовых действий: бег и стрельба. Ни тебе интересных игровых поворотов, ни разнообразных эффектных перестрелок. В отдельных моментах создаётся впечатление, словно ты оказался посреди большой свалки, что явно не идёт на пользу игре.
Мало того, что Hard Reset хоть и был сделан именитыми разработчиками, сам по себе представляет недолгую (буквально на вечер) и непонятную пустышку, так ещё и умудряется задеть самые глубокие чувства игрока: в данном случае это приводит к расстройству нервной системы, ибо игра при всём своём слабеньком геймплее от перестрелки к перестрелке становится всё сложнее и сложнее. Да, здесь можно распустить слюни, говоря, что игра сделана по всем канонам старой школы и такое ей можно простить. Можно, если проект был бы хоть капельку интересным.
Но, когда, играя на среднем уровне сложности, ты сидишь перед компьютером с дрожащими руками, агрессивным настроем и всеобщей каталепсией – тебя уже в десятый раз убивает какой-нибудь мерзкий, маленький робот, который так некстати подвернулся после разъярённого боя с большими железяками. Вот тогда ты уже не видишь смысла играть дальше. Спасает детище Flying Wild Hog только его сравнительно небольшая продолжительность – всего четыре часа плотной игры. Поэтому, если всё же отважитесь посидеть несколько часов за Hard Reset – запаситесь валидолом или, в лучшем случае, поставьте сложность на самый минимум. Так вы хотя бы сможете получить удовольствие от окружающего вас мира.
Как не странно, единственной атмосферной и стильной вещью в игре оказался окружающий мир. Тут и киберпанк с налётом постапокалиптики, и роботы, подозрительно напоминающие о стимпанке, а в иные моменты можно даже вспомнить о мультфильме «Девять» жанра ститчпанк. Машины захватили мир, остался один городок и надо с этим как-то бороться. Различие в том, что в ститчпанке обычно главными героями выступают куклы различных форм и размеров. Но суть, в общем-то, та же.
***
Играть в Hard Reset советуется исключительно маргиналам, да и то, только ради стилистики, ибо остальным здесь делать совершенно нечего. Интересная, но не абы как поданная история и, наконец, - бесконечно унылый геймплей.
----АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МНЕНИЕ----
Евгений «Codename» Черненко
Hard Reset вызвала очень много споров и тотальное расхождение во мнениях. Одни находят её скучным тиром, а другие – великолепным флешбеком во времена Quake. Сделала игру студия Flying Wild Hog, собравшая в себе выходцев из компаний People Can Fly и CD Project RED, которые подарили нам не одну великолепию игру. Ещё до выхода Hard Reset и демонстрации первых геймплейных трейлеров можно было ожидать от игры чего-то необычного и экстраординарного. Так и вышло. Flying Wild Hog устроили жанру Action/FPS натуральный hard reset - то есть жесткую перезагрузку – убрав то всё, что предлагают конкуренты и добавив элементов, за которыми мы уже изрядно соскучились. За весь игровой процесс не было замечено ни одной затянутой «отлично режиссированной и великолепно поставленной катсцены» (их нет вообще), ни одного рушащегося небоскрёба, ни одного тонущего корабля или битвы на поезде с деактивированными тормозами, нет системы укрытий, нет сексуальной подружки и перебранок с усатым напарником и даже зомби среди врагов нет. В нашем распоряжении только мы сами и наши противники, которые как агент Джонни Инглиш - не знают страха и не знают упрёка. Они просто хотят нас убить и на этом точка. Но, не смотря на всё это, игре нельзя поставить высокую оценку из-за некоторых неотёсанных граней, которые делают Hard Reset блестящим бриллиантом с одной стороны и дешёвой подделкой – с другой.
Первый минус, о котором слышали даже те, кто не играл в игру, это продолжительность Hard Reset, которая составляет примерно 4-5 часов. Игра пробегается за вечер, обрываясь в самом неожиданном моменте, будто это не проект за $14.99, а какая-то демонстрационная версия. Если взять за пример игру типа Uncharted и выкинуть из неё все те элементы, которые были перечислены в первом абзаце данной статьи, всё равно получится больше. Но если вспомнить продолжительность Modern Warfare 2, то 4 часа не кажутся такой уж трагедией. Только если MW2 помимо синглплеера предлагала отличнейший мультиплеер, тоHard Reset кроме как одиночной кампанией похвастаться нечем.
Второе – это сюжет. Его нам подают в виде комиксов во время загрузки уровней. Выполнены они на подобии Max Payne’овских, но только в Hard Reset эти повествовательные брифинги сделаны будто бы для галочки и не несут никакой практической пользы или интереса. После третьей или четвертой миссии приходится их просто пропускать, так как история далека от шедевральной. Действия игры проходят в городе Бельфегоре в 2436-ом году. Старик Морфиус был прав, машины таки дошли до финальной стадии эволюции и являются смертоносными разумными существами, хотя и продолжают кое-как уживаться бок о бок с людьми. Главный герой – бравый солдат Корпорации CLN Флетчер. Он хранитель (читай - охранник) «Святилища» - места, где держат оцифрованных личностей. В общем, однажды после работы Флетчер преспокойно отправляется в ближайший бар пропустить пару рюмочек горючего, но его неспешные думы об одиночестве прерывает сообщение о нападении роботов на 6-ой сектор Европейского района. Его реакция поражает: он посетовал на то, что снова придётся работать сверхурочно, схватил пушку и развалистым шагом (настолько развалистым, на сколько это может передать статичная картинка комикса) отправляется защищать улицы. Будто нужно просто хулиганов с заднего двора бара прогнать. Как выяснилось, «хулиганы» убили 760 мирных жителей и захватили Европейский Район. Сами по себе роботы в город не попали, кто-то их впустил, взломав охранные системы. Разобраться во всем отправляют, само собой, Флетчера, который и недолго спорил. «Так точно!» - его первое имя, как он сам сказал начальству. Дальше – абсурднее, но вы уж как-то сами выясняйте, а то и вовсе не интересно будет играть.
Козырь Hard Reset – высокий темп сражений, которые заставляют датчики адреналина в организме шкалить и трещать по швам. Чтобы пересчитать виды противников хватит пальцев одной руки, но учитывая продолжительность игры нарекать на это не приходится. Как-то классифицировать их не удаётся, даже конкретное название или происхождение выяснить не получилось. Это просто роботы маленькие и роботы большие. Те, что поменьше напоминают роботизированных овчарок, те, что побольше – робота Виктора из Fallout: New Vegas. Да простят меня читатели за такое убогое сравнение. Несколько раз за игру встретятся громадные боссы, уничтожение которых заключается в попадании в подсвеченные наиболее уязвимые области в их конструкции – старая как мир система. Берут они количеством и скоростью передвижения, так что в любой схватке пригодится только одна тактика – отступление с равномерным просчитанным отстрелом приближающихся машин нужным типом оружия. И вот тут мы добрались-таки до самого интересного.
В плане предложенного вооружения Hard Reset тоже отличается от сестёр по жанру. Пушек всего две – огнестрельное CLB и электрическое NRG – но с помощью установленных улучшений каждую из них можно превратить в такой себе швейцарский нож. CLB изначально представляет собой увесистую винтовку, но зарабатывая опыт и покупая в специальных терминалах улучшения можно превратить её в гранатомёт, дробовик или метатель мин. При этом переключение между режимами происходит мгновенно с помощью колёсика мыши. Каждый режим потом можно продолжать улучшать. Например, установить небольшой зум, увеличить скорострельность, прикрутить к гранатомёту лазер наведения, который делает его похожим на аналогичный из Half-Life и много другое. NRG, которая изначально стреляет только небольшими электрическими зарядами, может стать ручной пушкой Тесла или даже сверхмощным рейлганом. Для разных видов роботов действительно эффективно применять различные виды вооружения, поэтому перечисленные свистопляски с модернизацией оружия в игре сделаны не просто так. К слову, перезарядка упразднена, то есть присутствует одна вместительная условная обойма, вмещающая 200 единиц боезапаса по умолчанию. Способности Флетчера также поддаются улучшению, но в случае с ним всё более-менее стандартно: увеличение здоровья, усиление брони и тому подобные радости. Из поверженных врагов всегда «выпадают» аптечки, патроны опыт, которые также щедро разбросаны на уровнях или спрятаны в тайниках в больших количествах.
Графику рисует созданный разработчиками с нуля движок Road Hog. К нему претензий нет вообще, ведь качество картинки, физика, анимация, работа со светом, спецэффекты, оптимизация – всё это в Hard Reset выполнено на высшем уровне. Музыкальное сопровождение не блещет гениальностью, но и не раздражает. Во время перестрелки за кадром включается динамичная электронная музыка, которая чётко подчёркивает происходящее, настраивает на нужный лад и хорошо сочетается с атмосферой.
***
В итоге Hard Reset получилась некой пробой привнести в сегмент жанра Action/FPS некое разнообразие, реализовав некоторые старые уже списанные в утиль идеи. Можно бесконечно долго называть игру никчёмной безобразной пустышкой, но на самом деле правда в том, что Flying Wild Hog просто, без лишнего шума и суматохи, продемонстрировали нам возможности их движка и сделали короткую, отвлекающую от стереотипных проектов игру. Теперь, более-менее тёплый приём и хорошие оценки добавят разработчикам решительности и следующие их проекты будут полноценными хитами.