27\14
Мастер Чиф приходит в себя после длительного анабиоза в самый, разумеется, удачный момент: хрупкий мир между ковенантами и людьми нарушен; вселенная останавливается в шаге от катастрофы. К масштабной проблеме примешивается еще и личная - искусственный интеллект Кортаны, вечной спутницы Чифа (вплоть до полуинтимных моментов, да), вот-вот выйдет из строя. С обещанием помочь девушке и с грузом ответственности на плечах мы начинаем длинное путешествие.
Для русского человека, которого, как общеизвестно, рекламой не проведешь, Halo 4 так и останется непонятной мультяшной (да еще и консольной) пострелушкой, и очень зря – используемая ею вселенная ничуть не хуже, например, Mass Effect. В основе конфликта лежит религиозное непонимание ковенантов и людей: они поклоняются разным божествам, с разными нравственными установками. Забавно видеть, как через тысячи лет, в эпоху космических перелетов, плюрализма рас, существ и обитаемых планет, в камне преткновения все еще сходится вариативное понимание высших сил; а вы жалуетесь на нынешнее общество, до сих пор подверженное подобным провокациям.
Мастер Чиф вертится в центре конфликта, но это далеко не случайность или драматургическая необходимость – его роль скорее идеологическая. Суперчеловек, живая легенда и почти божество, Мастер Чиф берет на себя функции библейского пророка, хранящего баланс сил – он, как бетонная стена, гасящая об себя волны агрессии и ненависти. Свою работу спартанец 117 выполняет с истинно американским пониманием христианского смирения: если ударили по левой щеке – надо не подставлять правую, а выбить прикладом передние зубы. Чтобы неповадно.
Горячий свинец
Впрочем, активная агрессия здесь быстро оборачивается пробитым шлемом и save\load - Halo уверенно идет по своему пути, который раз делая вдумчивый, почти тактический экшен. Не получится, выпучив глаза, перестрелять все живое; такие выходки моментально пресекаются уже на средней сложности. Здесь очень большие для одиночной игры карты и чтобы бесславно не пасть на поле боя, приходится подстраиваться под ландшафт. Спрятаться за укрытием, взять штурмом высотные здания или раздобыть огромный танк: это практически старый Battlefield, только с ботами.
Halo 4, как не странно, учит думать: комбинировать умения, правильно подбирать оружие и позицию для стрельбы. В умелых руках игра превращается в кусок пластилина - хотите взять дробовик и устроить кровавое месиво? Да без проблем, только научитесь быстро двигаться. Отстреливать со снайперской винтовки, засев в недоступном для ковенантов месте? Если метко целитесь – никто не помешает. Здесь каждую локацию, каждый плацдарм можно зачистить сотнями разных способов. И это еще при условии, что вы играете в одиночку; при совместном прохождении в Halo 4 открывается второе дно - тактическое. Можно, конечно, на пару с напарником поливать свинцом окружающую местность: на легком вполне сойдет. Но если вам хочется какого-то вызова, каких-то свежих ощущений от игр, постарайтесь продумать план нападения. Возможно, ваш друг будет искать джип, а вы прикрывать, зорко ловля противников в перекрестье; возможно, вы будете штурмовать здания, а он отвлекать огонь на себя. Здесь множество вариантов и все имеют право на жизнь.
Among Universe
Halo 4 получил награду «графика года» на последнем VGA – и вызвал этим массовую истерику (но не такую, как Walking Dead). Правда, Halo никогда не отличался выдающейся графикой, и на этот раз ничего неожиданного не случилось: технологически игра довольно средняя. Однако не забываем про замечательный дизайн, вполне достойный футуристического эпоса: космические корабли и холодный космос, первобытные джунгли и доисторические миры. Декорации меняются, словно в калейдоскопе; никогда не догадаешься, куда судьба закинет Чифа в следующий раз.
Самое интересное, что разнообразные локации находят свое применение в мультиплеере, который снова завхатывает в себя миллионы пользователей. Для онлайнового развлечения придумано несколько интересных режимов; сама игра по сети также увлекательна, как в прошлых частях Halo. Правда, поначалу вести какую-то осмысленную деятельность вряд ли получится: опытные противники убивают еще до того, как вы поймете где находитесь. Поможет только фильтр, соединяющий вас с товарищами по несчастью – правда, на новичках особо не потренируешься.
***
В некотором роде, рецензии на Halo 4 в исполнении российских порталов мало актуальны: российские же игроки носом чуют маркетинговый подвох и никогда не приблизятся к «распиаренной пострелушке» ни на миллиметр; то ли дело, конечно, Dota с Counter-Strike. Фанаты игры в любом случае купят, пройдут и порадуются – и, разумеется, никакие рецензии им не нужны. Так что для кого написан этот текст, не вполне понятно, но хочется надеяться, что он сможет переубедить хоть одного заочного ненавистника главного хита Xbox - ведь игра, честное слово, отличная.