Рагнара Торкнвиста, бывшего сотрудника Funcom, а ныне основателя собственной студии Red Thread, игроки уважают и любят как одного из самых выдающихся сценаристов в нашей индустрии. The Longest Journey, Dreamfall и даже разочаровавший некоторых эпизодический Dreamfall Chapters многие называют выдающимися приключениями, с живыми и харизматичными героями, увлекательной историей и оригинальным повествованием.
Новое творение Торнквиста, атмосферная адвенчура Draugen, вряд ли добьётся такого же признания, как его прошлые работы – слишком много после прохождения к ней остаётся вопросов.
А мы пойдём на север
Первоначально Draugen тизерили ещё в 2013 году, и тогда Торнквист обещал нам смесь Gone Home с Amnesia и Лавкрафта напополам с Достоевским. В вышедшем спустя некоторое время после анонса трейлере действительно была мрачная атмосфера, мистика и суровый северный колорит. Вряд ли её игру сильно ждали, но определённый интерес к ней однозначно был.
Увы, растянувшийся выпуск Dreamfall Chapters, видимо, внёс коррективы в производственный график, и Draugen был отправлен на полку. За это время он сменил и концепцию, и тональность, превратившись из потенциально оригинального психолого-мистического ужастика в очередной симулятор ходьбы. От первоначальной задумки в результате осталась только Норвегия 1920-х годов и небольшой городишко Гровик, куда главный герой, Эдвард Харден, отправляется вместе со своей юной спутницей Алисой на поиски сестры Элизабет.
Прибыв в пункт назначения, герои вместо тёплого приветствия обнаруживают полностью заброшенное поселение, а их лодка загадочно исчезает. И теперь, кроме розыска пропавшей родственницы, нашей парочке придётся ещё и узнать тайну исчезновения всех людей некогда процветающего уютного посёлка.
Шахта, церковь и дома
Draugen действительно очень хорошо справляется с созданием мистической и дискомфортной атмосферы внезапно опустевшего городка. Пугающие звуки, вкрадчивый саундтрек подчёркивают медленно подбрасываемые вам улики, которые однозначно намекают на то, что здесь случилось какая-то трагедия, чьи глубинные корни уходят в довольно давние времена.
Разряжает напряжение наша спутница Лисси, которая как будто бы создана на максимальном контрасте с протагонистом Эдвардом. Спокойный, холодный и рассудительный исследователь, озабоченный исключительно судьбой своей милой Бетти, периодически вступает в словесную перепалку с живой, темпераментной и бойкой Алисой, которая здесь выступает в качестве морального компаса главного героя. Отмахнуться от назойливой подружки практически невозможно – та даже может заставить героя обратить на неё внимание и посмотреть в глаза, а иначе попросту откажется продолжать беседу. Опции диалогов, которые периодически появляются на экране, естественно, нисколько не добавляют нелинейности повествованию, но создают хотя бы иллюзию выбора.
Так и проходит весь Draugen – в разговорах и перемещении от одной точки интереса до другой. Гровик – посёлок крошечный и не сказать, что детализирован он также роскошно как дом Финчей из What Remains of Edith Finch или английская деревня из Everybody’s Gone to the Rapture, но Red Thread смогли вдохнуть жизнь в цифровую норвежскую глубинку приятной палитрой красок и правдоподобной природой. Зная о том, насколько удачно удалось им передать натуру небольшого городишки на берегу фьорда, разработчики даже установили несколько точек, где главный герой может присесть и сделать аккуратный карандашный набросок местных живописных красот в свой блокнот.
Но авторы ошиблись в одном – так и не смогли задать однозначный вектор истории. Ни персональной драме Эдварда и его столкновениям с Алисой, ни судьбе посёлка с исчезнувшим населением не уделено достаточно времени, а потому конфликты просто не успевают раскрыться. Чего уж говорить, даже титульному драугру, существу из германо-скандинавской мифологии, досталась лишь пара неловких упоминаний.
Финал Draugen оставляет в разочаровывающем недоумении, а намёк на продолжение приключений Алисы и Эдди скорее звучит как издевательство – три часа детектива ощущаются беспросветной напраслиной, а три часа беготни по опустевшему городу по итогам оказываются пустой тратой времени.
***
Горький привкус недосказанности и ощущение того, что Draugen не является самостоятельной игрой, а лишь первым кусочком чего-то большего, портят впечатление от уютного и симпатичного приключения. Если вам нужна спокойная, умиротворяющая и атмосферная бродилка, то на новое творение Рагнара Торнквиста стоит обратить своё внимание. Жаждущим мощной истории, уникальных механик и катарсического финала лучше взглянуть на What Remains of Edith Finch или Dear Esther.