С каждым разом писать статьи о Call of Duty становится всё проще. Во-первых, выход новых игр этой серии каждый год также неизбежен, как и приход осени - например. Во-вторых, ни Infinity Ward (ответственные за ответвление Modern Warfare), ни Treyarch (Black Ops) за последние пять лет не привнесли в серию ничего кардинально нового, поэтому каждый раз мы будто ждём возвращения старого знакомого, который максимум – постригся или обзавёлся новыми вредными привычками. Но делать нечего, перед нами стоит непростая задача – определить, годится ли Call of Duty: Black Ops 2 на то, чтобы потратить на неё своё время, нервы и деньги.
Терпи и играй
До релиза игры Treyarch старательно пудрили игрокам мозги и лепили из образа проекта нечто сверхвеликолепное. Сами подумайте, предрелизный трейлер от Гая Ричи с Робертом Дауни Младшим, песней AC/DC – Back In Black в качестве саундтрека и толпой зомби в конце – заставили думать, что игра не просто будет отличной, а что ради неё стоит, как минимум, жить. И вот вы, наконец-то, смотрите вступительный ролик, демонстрирующий весьма несвежую графику, и думаете «вот и настал этот момент, сейчас я с головой окунусь в шутер о суровом высокотехнологическом будущем», а получаете всё то же самое, что и два года назад, только с неубедительным закосом под футуризм и графикой пятилетней давности. Но не спешите думать об игре плохо, ведь сколько бы косяков не наделали разработчики, мы все всё равно купим, пройдём и будем рассказывать о Call of Duty: Black Ops 2 всем друзьям и знакомым, ведь это уже просто-напросто вошло в привычку.
Сказка на ночь
Cюжет Call of Duty: Black Ops 2 – замечательный. То есть нельзя сказать однозначно плохой он или хороший, но то, что он замечательный – ясно уже после первой половины игры. Та вакханалия, которая порой происходит в миссиях, напоминает байки бывалых охотников, которые собрались отметить с бутылкой какой-то очень важный охотничий праздник и поделиться былыми заслугами друг перед другом. Естественно, обильно приукрашая всё гиперболами и откровенным враньём. Похудевший кошелёк перестаёт упрекать о зря потраченных деньгах после миссии «Старые раны», действие которой происходит в Афганистане. Представьте себе ситуацию: вы мчитесь на лошади задом наперёд по пустыне и в пылу сражения, когда вокруг не разобрать где свои, а где враги, уничтожаете один за одним вертолёты и танки русских из «Стингера». Это ж какие стальные яйца нервы должны быть у афганских лошадей, если они такое выдерживают? Но в строну шутки, давайте разберёмся в перипетиях сюжета поподробнее.
Соединяя точки
В Call of Duty: Black Ops 2 главным героем является сын Алекса – Девид Мейсон. Но, по традиции серии, нас ждут эпизоды с участием его отца, Френка Вудза и других второстепенных героев. По ходу игры мы будем переноситься из одной эпохи – в другую. Половина сюжета продолжает развиваться в «лихих восьмидесятых», а другая половина – в скучном и унылом 2025-ом году. Скучным и унылым, потому что будущее глазами Treyarch строилось по формуле «срисовать всего понемногу с Deus Ex: Human Revolution, Mass Effect и Crysis». Сразу хочется сказать, что каким бы странным и местами абсурдным не казался сюжет игры, её персонажи проработаны замечательно и запомнятся надолго. Подобным никогда не могли похвастаться игры серии Battlefield или Medal of Honor. У них там игры про войну, а в Call of Duty акцент всегда больше на конкретных героях, их проблемах, страхах и прошлом. Итак, на момент начала игры Френку Вудзу, которого мы прекрасно помним по событиям оригинального Black Ops, исполнилось целых 95 лет. Он уже давно на пенсии и преспокойно себе разъезжает в инвалидном кресле по залитым осенними лучами солнца холлам реабилитационного центра для бывших оперативников ЦРУ где-то в уединённых живописных местах, лишь изредка поминая былое. Но нарушить идиллию является Девид Мейсон – сын лучшего друга Вудза, который был убит при никому толком неизвестных обстоятельствах очень и очень давно. Вот именно эти загадочные обстоятельства и собирается выяснить Девид, а также узнать заодно всё, что Френк знает о кибер-террористе Рауле Менендесе, который пытается с помощью мощного вируса уничтожить военный потенциал США и Китая. Как окажется, этот латинос сыграл далеко не последнюю роль в смерти Алекса Мейсона и является главной причиной нервозности и психических расстройств Френка. Но главная же наша цель в роли Девида – остановить Рауля и его последователей, которые собрались захватить пол земного шара и убить глав самых влиятельных стран мира. В общем, сценаристы Call of Duty: Black Ops 2 справились со своей задачей намного лучше, чем их коллеги из Danger Close. В этом году битву за шутер года Electronic Arts точно проиграли. Ещё в сюжетной кампании есть своеобразное ответвление в виде необязательных миссий в духе towerdefense, которые непонятно вообще для чего в игре присутствуют. В них нужно, например, защищать от ботов базу, охранять конвой и тому подобное. Эти эпизоды можно смело пропускать; честно говоря, лучше б разработчики выделили их в отдельный режим, и увеличили их сложность и число. Ведь отрываться от основного сюжета и тратить время на скучные перестрелки с NPCзахочет не каждый.
На западном фронте без перемен
Из года в год мы прощаем разработчикам Call of Duty очень многое: малую продолжительность синглпеера, трешевый сюжет, тонны литров клюквы на квадратный метр, глупые QTE, извечный run ‘n’ gunи многое другое, но терпеть устаревшую на много лет графику сил терпеть уже не хватает. В прошлом году Call of Duty: Modern Warfare 3 еле-еле сумела выстоять в битве против Battlefield 3, в котором в качестве мотора дебютировал красивейший движок текущего поколения Frostbite 2.0. Сегодня же, когда мотор показал себя во всей красе уже в трёх ААА-проектах, использовать всё тот же до ужаса затёртый IW 3.0 Engine со стороны Treyarch было ошибкой. Конечно, девелоперы в который раз провели косметические апгрейды и, нужно отдать им должное, модели персонажей и освещение выглядят весьма недурно. Но, опять же, до уровня Frostbite 2.0 даже самым великолепным текстурам из Black Ops 2 очень далеко.Саундтрек для Call of Duty: Black Ops 2 написал небезызвестный Джек Уолл, один из композиторов сераиала Mass Effect. Композиции звучат живо и интересно, а в тех эпизодах, где действие игры переносится в 2025-ый год, футуристические постройки, характерные оптические эффекты и музыка Уолла сливаются в одно целое и превращают происходящее в подобие FPS-адаптации упомянутой выше вселенной BioWare. На актёров для озвучки персонажей денегActivisionкак всегда не жалели. Например, Харпера озвучил Майкл Рукер (Michael Rooker), которого знают все фанаты сериала TheWalkingDead; он там сыграл Мерла Диксона. Сэм Уоррингтон (Sam Worthington), который в «Аватаре» Джеймса Кемерона играл Джейка Салли, озвучил главного героя Call of Duty: Black Ops 2 – Алекса Мейсона. Также свои голоса персонажам игры подарили следующие известные актёры: Джеймс С. Бёрнс (James C. Burns), Тони Тодд (Tony Todd), Камар Де Лос Рейс (Kamar de los Reyes) и многие другие.
Любить или ненавидеть
Впервые Call of Duty ;попыталась избавиться от того, за что её из года в год ругали игроки и критики – линейного сюжета. Мы не говорим сейчас об открытых локациях или RPG-составляющей. Treyarchввели в повествование несколько существенных разветвлений, подражая всё той же Mass Effect, которые потом повлияют на концовку. Всего вариантов завершения игры два – хороший и плохой. Принимали правильные с морально-этической стороны решения, подчинялись приказам руководства – получаете первую. Мстили и нарушали устав – результат соответсвующий. Другими словами, по ходу сюжета вам не раз будут предлагать пощадить или казнить того или иного персонажа, но ничего из ряда вон выходящего от фантазии разработчиков тут не ждите: все их ресурсы воображения иссякли после той самой миссии в Афганистане. Что ещё можно записать в плюсы проекта - так это существенно поумневшие союзники, которе теперь не просто отсиживаются за укрытиями и ведут слепой огонь по несуществующим целям, а вполне себе могут подсобить в трудных ситуациях. К сожалению, то же самое нельзя сказать об интеллекте врагов. Они действуют настолько неслаженно и нелогично, что вынуждают залазить в настройки и перепроверять выставленный уровень сложности. Но и при этом смерть обычно не заставляет себя ждать, если вы решите ломиться напролом: разработчики пересчитали наносимый пулями урон, поэтому пары метких выстрелов и - наконец-то - одного попадания с RPG обычно хватает, чтобы ваш персонаж отбросил, пардон, коньки.
***
Годы идут и становится интересно, чего же добиваются руководители Activision? Искусственно ли они сдерживают технологическое развитие серии или графика, физика и геймплей остаются неизменными из-за нехватки ресурсов? Хотя с последним проблем как раз быть не должно. Не смотря на своё неоднозначное качество, за сутки продаж Call of Duty: Black Ops 2 собрала урожай в 500 миллионов долларов, что побило рекорды предыдущих игр серии, снова сделав франчайз рекордсменом. Но если взглянуть на складывающуюся картину под другим углом, более позитивным, то выходит, что Activision не гоняются за фотореалистичной картинкой, не стремятся к псевдодостоверности сюжета, приглашая для работы над сценарием бывших военных, и не загоняют себя в рамки шаблонов. Они поступают как создатели картин бондианы: с огромным бюджетом за спиной просто дают волю фантазии и создают продукт, который отвлекает от серых будней, даёт расслабиться и вдоволь насмеяться. Вот на счёт юмора, так с этим у разработчиков точно всё в порядке, рекомендуем всем пройти игру до конца и вытерпеть финальные титры: получите здоровую дозу фана. Рекомендовать покупать Call of Duty: Black Ops 2 или бойкотировать – просто бесполезно. Фанаты серии и так уже приобрели заветную коробочку, а ненавистники пусть обиженно довольствуются в этом году глючной Medal of Honor: Warfighter.
Как вы могли заметить, в статье мы ни слова не сказали о мультиплеерном режиме и зомби-моде, который претерпел значительные изменения. Всему этому мы посвятим отдельный материал. Появится он совсем скоро, оставайтесь на связи. Пока же можете взглянуть на наше прохождение Call of Duty: Black Ops 2.