Анонсированный ещё летом 2017 года Biomutant для многих стал одной из самых желанных игр – свою роль сыграл яркий постапокалиптический сеттинг, выбор главного героя и красивые обещания оригинального и зрелищного ролевого экшена. Постоянные переносы релиза, конечно, снизили градус ожидания, но итоговый результат всё равно получился опустошающим.
Интригу до финального вывода можно не держать – Biomutant заочно претендует на высшую позицию рейтинга самых разочаровывающих игр 2021 года.
Будущее зависит от тебя
История Biomutant рассказывает о недалёком будущем, в котором человечество прекратило своё существование. На смену гадким людишкам, загадившим родную планету донельзя, пришли антропоморфные разумные звери, которые расположились на руинах былой цивилизации, поделились на племена и начали кровопролитные затяжные воины.
Поддерживающее хрупкий баланс Древо Жизни оказалось на грани уничтожения – здоровенные мутанты-мироеды с аппетитом готовы вгрызться в его сочные корни и уничтожить всю фауну и флору. К счастью, находится настоящий герой – одноглазый воин, который должен вступить в борьбу и, в зависимости от мировоззрения, стать на путь разрушения или спасения, объединив противоборствующие племена.
На бумаге сценарий звучит достаточно интересно, но чудовищное повествование и катастрофически скучные персонажи усыпляют любые попытки вникнуть в местную историю. Тысячи строк диалогов, о которых так радостно вещали авторы, обернулись подлинным кошмаром – все встречные и поперечные изъясняются километровыми пространными простынями паршиво написанного текста, который зачитывает местный рассказчик.
Дело в том, что животинки общаются на тарабарщине, а патетически слащавый голос за кадром пересказывает нам их речь. Поначалу ты ещё пытаешься вникать в суть разговора и выбирать подходящие реплики, но бесконечное морализаторство и витиеватость собеседников вгоняют в такую тоску, что ты стараешься с максимальной скоростью пропустить всю болтовню ради игрового процесса.
Неудачные мутации
Но и здесь просветления ждать не приходиться. По сути Biomutant – это размашистое ролевое приключение в открытом мире, с возможностью создать собственного зверёныша подходящей расы, характеристик и класса. Исследование локацией, крафт нового вооружения, прокачка, бои, выполнение квестов – формальный набор компонентов Action/RPG студия Experiment 101 вроде бы собрала успешно, вот только каждый из этих элементов получился в лучшем случае сносным.
Взять, к примеру, бои, которых тут очень много. Biomutant пытается смешивать шутер от третьего лица и контактный слэшер, но получается это у него посредственно. Вариаций комбо-ударов и связок вроде бы много, но из-за отсутствия таргет-лока и странного баланса, контролировать поле боя тяжело и бессмысленно. Какого-то тесного и ощутимого контакта с врагами тоже не почувствовать – персонаж взаимодействует с ними беспорядочно, слабо и хаотично. Говорить о кривых хитбоксах, шаблонных противниках и рваных, корявых анимациях персонажа даже как-то постыдно.
Разнообразные абилки, аналог местной магии, конечно, делают бои более зрелищными и яркими, но всё равно удовольствия от них примерно столько же, сколько от прополки огорода. Даже Darksiders 3 трёхлетней давности, который сам был не фонтан, даст сто очков форы Biomutant по части зрелищности и плавности сражений. И никакое слоу-мо, которого тут больше, чем в фильмах Тимура Бекмамбетова, это тоскливое ощущение развеять не способно.
Вышка Аванпостович Лутов
Большинство аспектов игры выполнено на таком же тщедушном уровне. Мир Biomutant получился визуально симпатичным – местные долины, пустыни, мрачные пустоши и заснеженные равнины наполнены секретами, паззлами и спрятанными ресурсами, но сам он мёртв, статичен и замусорен бесконечными утомительными квестами из шаблонных MMORPG. Первоначальный запал исследователя быстро пропадает – игра беспардонно проходится на нормальном уровне сложности и без совершенствования экипировки, а пустой скучный мир вообще никак не мотивирует к изучению.
Знаете какой ключевой элемент освоения мира? Захват аванпостов вражеских племён. Выстроенных по единому шаблону, охраняемых семью калеками и дающим примерно ничего, кроме очередной точки сброса ненужного лута и быстрого перемещения. Даже на фоне Just Cause и Mad Max, авторы которых значатся в коллективе Experiment 101, подобный подход к построению песочницы попросту угнетает.
Нет особого смысла и глубоко вникать в местную прокачку. Да, у героя есть аж три сорта очков опыта, которые можно потратить на разные усиления – биологические, пси-способности и за повышение уровня. Но никакой гибкой специализации или уникальных билдов здесь попросту нет. Чем воевать – найденным в третьем же сундуке дрыном или собранной на коленке убер-палкой абсолютно фиолетово. Что качать – токсичные лужи или мощный удар электричеством, тоже. Вы почти гарантированно будете пользоваться разве что АОЕ-заморозкой и опционально – милыми грибочками, которые послужат вам трамплином или ловушкой для врагов.
Единственное, что является светлым пятном на фоне этой беспросветной скуки – сбор ездовых маунтов и последующее изничтожение тех самых Мироедов. Битвы с боссами выстроены по одному принципу и не требуют особых умственных усилий, но действительно отдалённо напоминают The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Жаль, что длятся эти эпизоды в совокупности от силы минут пятнадцать, в то время как вся оставшаяся игра – долгая, занудная, однообразная и норовящая развалиться на глазах, может с лёгкостью потребовать от тебя тридцать часов. Спасибо, не стоит.
***
Biomutant стал жертвой непомерной гордыни своих авторов и издателя – они решили крошечным коллективом сделать масштабную ААА и продавать её за полный ценник вместо того, чтобы сделать яркую, аккуратную линейную игру на семь-восемь часов. В результате у них получилось чудовище Франкенштейна, которое буквально расползается по швам, стоит только ткнуть в него палкой.