Абстрагируйтесь на минутку от повседневных, мирских забот вроде прогноза погоды, политической обстановки в стране или телевизионной программы, и представьте, что наступил Апокалипсис. Причем, не простой, а с зомби! С сотнями, тысячами, миллионами зомби!
А вы один. Хотя, вернее будет сказать, что вас двое — ещё есть жена, сетующая на то, что не помнит дней, когда бы не приходилось прятать под подушку молоток. Но у неё сломана нога, и вся забота о ней лежит на ваших плечах. Её нога кровоточит и ужасно болит – значит, срочно нужны медикаменты и обезболивающие. Но сегодня определённо её день: в шкафу отыскивается простыня и подушка, а в шкафчике — в ванной — пэйнкиллеры.
В результате этих действий можно либо задушить жену подушкой и оставить обезболивающие себе, либо отсрочить её гибель на несколько дней.
Мы покойники
Следуя очевидному, но не строго указанному, можно разорвать простыню на тряпки, получив тем самым бинты, перевязать жене ногу, и дать ей таблеток. А потом найти гвозди, молоток и доски, забаррикадироваться на ночь и лечь спать. Но это — самый простой способ начать выживать.
Время в Project Zomboid вообще бежит быстро, и через несколько секунд сна наступает утро. Светит солнце, и о том, что творится за окном, на пару секунд даже можно позабыть. Вот только жалко птички не поют. Лирика, но ей сыт не будешь. Опасаясь за то, что своим бурчанием в животе, наш герой накликает на себя беду, отправляемся на вылазку — в этот новый, страшный, пугающий, Богом забытый Мир.
Сбив доски, мужчина пробирается к соседским домам, и в первом же доме встречает зомби. Зомби! Отвратительно урча, он неуклонно двигается на нас, но молоток, пробивший его череп, на этот раз спасает главгероя.
Немного успокоившись и придя в себя, мы обыскиваем холодильник, шкафы, и находим овощи и банку супа. Ладно, пора двигаться назад – ведь на втором этаже лежит беззащитная Кейт, и мало ли чего. К счастью, всё оказывается спокойно – так что время приготовить ужин.
На этом моменте игрок впервые по-настоящему знакомится с местной системой крафтинга. Следует сразу оговориться, что она не похожа ни на ту, что в Minecraft, ни на ту, что в Terraria. Комбинируя различные предметы, можно создать практически всё, что заблагорассудится, но в данный момент нас интересует простой суп. Чтобы его сварить, достаточно следовать туториалу. Для более же подробной информации по рецептам зайдите на русскоязычную вики, обстоятельно объясняющую, какие магические манипуляции нужно совершить для приготовления чего бы то ни было.
«Открывалка + Банка супа + Пустая кастрюля», — гласит рецепт. Получив сырой суп, варим его на плите, попутно удивляясь, насколько игра в такой момент похожа на The Sims. Та же приятная изометрия, счётчик времени, старые-добрые пиксели, и даже чувства, периодически возникающие у персонажа: депрессия, усталость, скука, шок.
Но на этом сходство не заканчивается - чтобы не узнать ещё одно, не самое приятное, внимательно следите за огнём. Улепетывать из горящего дома с женой на спине — малоприятное занятие.
Апокалипсис моей мечты
Податься после пожара есть куда, проблема не в этом. Проблема в том, чтобы добраться до какого-нибудь дома живым! Выжить в Project Zomboid действительно очень проблематично. Зомби в Knox Country очень много, а с каждым новым днём становится ещё больше. Они адекватно реагируют на шум: будь то забивание двери доской или бег, кашель и чихание (если персонаж простыл); довольно быстро перемещаются и, что самое главное, могут укусить или поцарапать вас. А если это произошло — вскоре вы умрёте. Даже и не надейтесь выжить.
Нелегко обстоит и с боевой системой: если размозжить череп одинокому зомби — раз плюнуть, то лезть на толпу, жаждущую вашего мяса, — чистой воды самоубийство. Ружьё же привлекает сотни мертвецов. Необычно и поле зрения игрока — он видит ровно столько, сколько видит протагонист. Проще говоря, если персонаж повернулся налево — он увидит только то, что происходит слева, а все остальные области, не обхваченные взглядом, покроются чем-то вроде «тумана войны». Это кардинально меняет геймплей, ведь можно с лёгкостью получить мертвяка оттуда, откуда совсем не ожидаешь.
Вдобавок ко всему прибавьте периодические рейды армии, которые выжигают всё подряд; свойство продуктов и предметов заканчиваться; кишащий и всё больше наполняющийся мертвяками город; периодически отключающиеся электростанции, оставляющие город без электричества. И поймёте — выжить в PZ практически невозможно.
А ты как будто Святой
Оставаться живым как можно дольше — главная цель в игре. Project Zomboid представляет из себя тотальный сэндбокс: ни в одном моменте разработчики не указывают вам что, или как делать. Вы вольны поступать так, как вам хочется — исследовать мир, охотиться на зомби, объединяться с другими NPC или просто закупориться от всех проблем в доме и пить виски. Только потом не жалуйтесь на похмелье.
Модель игры очень похожа на Minecraft — купи один раз сейчас, и получай все последующие обновления бесплатно. Каждое обновление приносит с собой что-то новое: обновляется инвентарь, добавляются предметы, квесты, NPC. Но все эти прививки меркнут по сравнению с главной особенностью, которая появится на финальных стадиях разработки — кооперативом на четверых человек! Станет ли PZ изометрической версией DayZ — большой вопрос, но то, что она гораздо глубже и детальнее проработана — факт на лицо.
Стоимость игры на данный момент составляет 330 рублей. А в самом скором времени Indie Stone обещают выпустить 1.0 версию игры, которая появится в Steam.
***
Project Zomboid от других Survival-зомби игр отличает подход. Многие игры углубляются в одну стезю: это либо классная боевая система с красивой графикой и интересной прокачкой (Dead Island), либо психологический, диповый рассказ о судьбе одинокого, борющегося за свою жизнь среди зомби, паренька (Lone Survivor). Но никто не пытался объединить эти компоненты вместе и сдобрить это кооперативом, и тысячами мелочей, чтобы играющему в это чудо человеку не стыдно было воскликнуть — «Вот он! Вот он — Апокалипсис моей мечты!».