Так уж получилось, что сегодня в кино супергероя супергероем погоняют: Marvel и DC заполнили своими поделками все кинотеатры мира, а заодно и умы подростков. Какие-то фильмы были как минимум неплохи («Человек из стали» и «Первый Мститель: Другая Война»), а другие по непонятным причинам стали притчами в языках народа и синонимами творческой импотенции («Мстители» и «Дедпул»).
Как бы то ни было, у больших компаний получилось подсадить людей практически на каждого героя суперсемеек, кроме знаменитого паучка. Нет, Sony, конечно, пыталась выйти с ним на уровень конкурентов по денежному обороту, но низкие сборы в американском прокате подкосили франшизу уже на второй части. Не долго думая, японцы подписали контракт с Marvel на съемку второго перезапуска известного соседа и добавления спайдер-мена в обширную кино-вселенную, дабы наконец-то получить хороший профит от имеющихся у них прав.
Для начала надо заметить, что выбор режиссера фильма был, мягко говоря, довольно необычен и попахивал пост-корпоративным похмельем продюсеров: Джон Уоттс до высокобюджетного дебюта отметился разве что дешевым хоррором с элементами треша («Клоун 2014») и идейно интересным, но на деле скучным триллером («Полицейская тачка»). Но как неожиданно оказалось, именно Уоттс в итоге перевел обозреваемую картину из стана «о господи, еще один фильм про супергероя, да сколько же можно!?» в категорию «под пивко пойдет».
Добрый сосед для индусов, мексиканцев, азиатов и… кто там еще по списку?
С виду Питер Паркер обычный парень пубертатного периода с присущими ему интересами и проблемами: он прилежно учится, участвует в декадлоне, страдает от нападок школьного задиры и не может признаться в чувствах местной мисс толерантность.
Тем не менее, мало кто знает, что у Питера есть альтер-эго с полученными от радиоактивного арахнида суперспособностями: в свободное время он принимает на себя личину героя в костюме паука, чтобы спасать достопочтенных граждан Нью-Йорка от лап мелких преступников. Впрочем, всё меняется, когда Питер нападает на след банды, торгующей опасным инопланетным оружием. Теперь народному мстителю в маске предстоит доказать не только себе, но также и заинтересованному в нём Тони Старку, что он способен на что-то большее.
К моему счастью, экспозиции в фильме нет совсем. То есть абсолютно: никто не убивает дядю Бена (извините, если схватили спойлер), никто не произносит известное «С силой приходит ответственность», а также никто детально не объясняет, откуда у Питера появились сверх силы и что они из себя в целом представляют.
Вас просто ставят перед фактами: вот есть типичный «не такой как все» школьник, он промышляет благими делами и в перерывах с другом задротом строит из деталек лего звезду смерти. Делает ли это ленту хуже? Ну как сказать: незнакомые с первоисточником люди (а таких, кажется, меньшинство), естественно, запаникуют от количества непонятных персонажей на экране. С другой стороны: зрителям знакомым хотя бы с той же трилогией Сэма Рэйми было бы трудно снова высидеть въевшуюся в печенки драматическую канитель.
А потому как таких большинство, то и сценарий писался с учетом вклада предшественников. К тому же, куцая история позволила режиссеру главное — создать вполне заурядный, в чем-то даже китчевый, но, тем не менее, крайне легкий летний блокбастер. И именно легкость в подходе выделяет «Человек-Паук: Возращение Домой» среди остальных невыразительных работ про супергероев.
Мечтают ли паучки о Железном Человеке
Фильму попросту нечем вас раздражать: он не старается глупо закручивать сюжет с серьезной миной, не пытается рушить целый небоскребы в один миг, не надрывается удивить количеством бессмысленных референсов к комиксам.
Наконец, что самое важное, он не стремиться вас доконать до белого каления своей «проработанной и умной» вселенной. Вообще, во время просмотра создается ощущение, что картина Уоттса это не очередной пазл из безумной мозаики от дяденек в дорогих костюмах, а камерная зарисовка из жизни заурядного паренька, который имеет привычку летать по мегаполису на паутине собственного изготовления. В лучшие моменты фильм даже начинает походить на, как бы это страшно не звучало, смешное семейное кино с изредка проскальзывающими пошлыми шуточками.
Что-то подобное было в «Человеке-Муравье», но задумку до конца там так и не довели из-за, наверное, желаний начальства. Уоттсу же наоборот как-то удалось убедить продюсеров в правильности своего видения и это, безусловно, сыграло на руку ленте.
Только поймите правильно: «Возращение домой» это не веха в кинематографе или отличный заход среднего режиссера в популярную нынче тематику. Новый «Человек-Паук» это просто фильм. В жаргоне строгих киноведов такое «произведение» называется «киношкой». Не плохая и не достаточно хорошая картина, чтобы её запомнить.
Она из разряда тех случаев, когда вам срочно надо пойти с закадычным другом в кино, но смотря на афишу начинаете сомневаться, что на сеансе «Гадкого я 3» вы сможете спокойно сидеть под пристальными взглядами маменек с детьми. По крайней мере, после увиденного вам не будет стыдно. А на фоне современного положения кино это - уже достижение.