До выхода «Аквамена» киновселенная DC насчитывала пять очень разных фильмов, объединенных глобальным сюжетом — «Человек из стали», «Бэтмен против Супермена», «Отряд самоубийц», «Чудо-женщина» и «Лига справедливости». Три этих фильма были сольниками — они представили зрителям Супермена, Бэтмена и Чудо-женщину. В «Лиге» супергерои DC объединились перед мощным врагом. К уже известным нам мета-людям примкнули Киборг, Флэш и… Аквамен. Его-то и сочли более достойным кандидатом для сольного фильма, чем Киборга и Флэша, киноистории которых выйдут намного позднее.
Хотя Аквамену уделено немало эфирного времени в «Лиге справедливости», персонажу все-таки нужен был сольный фильм, подробно рассказывающий о его происхождении. Фильм, презентующий героя с момента рождения. При этом режиссер Джеймс Ван умудрился рассказать полную историю жизни Артура Карри, продолжив с того места, на котором завершился пятый фильм цикла.
Недавно в семи-минутном официальном трейлере «Аквамена» пересказали практически весь сюжет, так что мы можем смело повторить этот прием. Царица Атлантиды, роль которой играет Николь Кидман, сбегает из подводного царства и оказывается спасена хранителем маяка. Они не должны были встретиться, но полюбили друг друга на всю жизнь, а плодом их любви стал Артур — ребенок, которому предначертано объединить семь морей, а также примирить морскую стихию с сухопутной. Но это все только в перспективе.
В какой-то момент атланты посылают за беглянкой отряд конвоиров, но ей удается перебить всех, после чего она принимает решение вернуться в морскую стихию, чтобы уберечь мужа и сына от расправы. Выданная замуж за монарха, она дарит ему сына, Орма, который быстро превращается в тирана и решает отплатить всем сухопутным за неуважение к морским обитателям. И единственный, кто способен бросить вызов Орму — его брат Артур. Незачем пересказывать сюжет полностью, чтобы стало понятно, насколько же он предсказуем. И да, сюрпризов не ждите.
Весь «Аквамен» — очень наивный и даже упрощенный боевик с прямолинейным и предсказуемым течением сюжета. Его спасают зрелищные сцены, которые разворачиваются под водой, фантазия при хореографии подводных битв и дивные дизайны морских тварей. Тем не менее, придраться есть к чему. Во-первых, фильм затянут и, что куда хуже, практически не двигает вперед общую киновселенную DC. Глобальный сюжет лишь немного сдвигается с места в финальной сцене и эпизоде после титров — к слову, он логично дополняет ключевую сцену после титров «Лиги справедливости».
Во-вторых, кино служит образцом дурновкусия на одном уровне с недавним «Веномом» — тут тоже предостаточно откровенно глупых шуток и неуместных диалогов. Конечно, с натяжкой и это можно простить, так как Артур во многом похож на Дракса из киновселенной Marvel, даже шутит схожим образом. Ну, как главный альфа-самец в радиусе обитаемой галактики.
В-третьих, вторая главная роль досталась актрисе Эмбер Хёрд. В роли царицы Мэры она даже не старается вжиться в свой образ, играя бойкую барышню в стиле Меган Фокс в «Черепашках-ниндзя». То есть выполняет роль смазливого лица, постоянно вертящегося в кадре — в предыдущих сольниках DC протагонисты обходились без подобной поддержки и, как теперь стало понятно, это было верным решением. Но Артур в одиночку не справится, потому что он, цитируем, «любит рыженьких».
Из всего этого получается наивное, местами нелепое и не по рейтингу детское кино, которое отбрасывает жанр «биографии супергероя» к временам сольника «Человек из стали». Режиссер, словно чувствуя абсурдность собственного киноматериала, на протяжении всего фильма раздувает масштабы битвы, но из-за неумения работать батально или нагнетать саспенс, ничего толкового у него не выходит.
Судите сами: два равнозначных злодея — есть. Битва всех подводных армий — в наличии. Культовые экшен-герои типа Уиллема Дефо и Дольфа Лундгрена — присутствуют. Огромный диснеевский (страшный, но не очень) Кракен — тут как тут. Даже для российской атомной субмарины в этом абсурде нашлось место. Но эти элементы никак не хотят складываться воедино, и сейчас средний рейтинг «Аквамена» даже ниже, чем был на старте «Лиги справедливости»: 53 балла на момент написания текста.
Почему так произошло? Режиссер попытался скопировать удачные находки из предыдущих DC-фильмов, но вместо выдающейся «Чудо-женщины», которая является практически эталоном жанра, у него получилось лоскутное одеяло из склеенных экшен-клипов. При этом нельзя отказать Вану в фантазии относительно визуальной стороны: суда и города обитателей моря, уникальные дизайны подводных народов, эпизод с покорением лавкрафтианской впадины — все это по отдельности выглядит максимально круто.
Но сам фильм при этом настолько рваный, прямолинейный и нелепый в своих попытках «шуткануть», позаигрывать с юной аудиторией, что вся красота вижуала умножается на ноль. С таким же успехом можно было собрать трейлер из самых зрелищных эпизодов — смысла в нем было бы столько же, сколько в двухчасовом приключении.
И в этом, пожалуй, кроется главная проблема. «Аквамен» получился слишком попсовым фильмом для гик-аудитории, поэтому те люди, которым действительно интересны комиксы DC и их киноверсии про металюдей, будут разочарованы. Слишком уж сильно ощущается в этом фильме эффект «сказочки для юных зрителей». Съемочная команда перестаралась с заискиванием перед максимально широкой публикой, и ни к чему хорошему эта погоня за популярностью не привела.