F2P vs P2P. В чем разница и за кем будущее?

Статья F2P vs P2P. В чем разница и за кем будущее?

Автор: Сергей Янин

Дата: 15.12.2012 15:48

-31

Поделитесь с друзьями:

16300

В последний год особенно часто стали появляться в сети новости о том, что та или иная игра переходит с P2P-модели на F2P: наметился заметный перевес в сторону условно-бесплатной модели пользования многопользовательских игр. Да что говорить, сама Ubisoft обратила внимание на очень перспективную роль f2p-игр и планируют перенести свои наиболее удачные градостроительные проекты, Anno и The Settlers в многопользовательский режим. А создатели серии Crysis пошли еще дальше – немецкая игродельная компания Crytek вообще решила после Crysis 3 окунуться целиком в мир f2p-игр. Но, прежде чем свалимся в обсуждение темы, вспомним, что является F2P-подпиской, а что P2P.

Азы игровых подписок

Pay-to-Play (или P2P) предполагает, что вы будете платить за игровое время каждый месяц или, единожды купив игру, последующее игровое время будете проводить уже на бесплатной основе. Ярыми представителями данного крыла всегда были и будут Blizzard и их ММО-монолит World of Warcraft. К числу других игр на схожих условиях можно назвать EVE Online (космическая онлайн-стратегия с элементами экономики), а также недавно вышедших The Secret World и Guild Wars 2.

Free-to-Play (или F2P) подписка является полной противоположностью P2P. Платить за игровое время не нужно, покупать игру не нужно. Продукт распространяется свободно через официальный сайт, там же находится регистрация. Выделять в этой группе кого-то бессмысленно, так как число подобных проектов давно и всерьез перевалило за тысячу.

Т.е. условно-бесплатные игры позволяют всем и каждому участвовать в проекте, независимо от уровня доходов, количества свободного времени и характера самого человека. Платные проекты заставляют человека не только играть постоянно, утягивая в неформальную социальную сеть игровых аватаров, но и платить за любое игровое время хотя бы однажды в месяц.

Казалось бы, free-2-play полностью должен подмять под себя платные игры, ведь на его стороне и фанатский интерес и бОльшее количество игроков, да и простота бесплатных ММО признавалась едва ли не всеми аналитиками. Но, как говорится, не тут-то было.

Причины популярности P2P-игр

Беспрекословным лидерством World of  Warcraft в компоненте MMORPG давно никого не удивишь. Игра, которой стукнуло в этом году 8 лет (без учета RPGшного прошлого), по-прежнему стоит особняком в жанре MMORPG. Большинство конкурентов, вышедших до 2010 года, благополучно или почили в бозу, или перешли на бесплатную основу, поняв, что на платной подписке слишком много теряют игроков. Сколько было таких молодых да ранних? Aion, Lineage, LoTRO некоторое время пытался цепляться за месячную плату… Даже стародавний Everquest 2 успел побыть в роли платной игры, но быстро бросил стрижку денег с подписчиков, растеряв половину базы всего за несколько месяцев. Лишь две игры (из наиболее пропиаренных), взимающие игровую подписку до сих пор, остаются EVE Online и World of Warcraft. Да и то, у sci-fi MMO появилась возможность продлять месяц игрового времени через внутриигровой магазин. Накопал руды с метеорита - продал подороже на аукционе и деньги на следующий месяц у тебя уже в кармане.

В этом у World of Warcraft появились два сильных конкурента: The Secret World и Guild Wars 2. Надолго ли у них хватит запала и силенок держать своих игроков в ежовых рукавицах P2P - очень большой вопрос. Из стана Funcom уже стали поступать первые ласточки о возможности перевода игры на бесплатную модель, что символизирует.

Guild Wars 2 в этом отношении очень и очень сильный проект, с качественным сценарием и неплохой проработкой. Да и судя по частоте выхода разных патчей и дополнений, ArenaNET знает, что нужно для раскрутки нового проекта и поддержания интереса со стороны клиентов. И даже пятидесятидолларовый ценник не пугает людей. Это ли не показатель?

Достаточно печально в этом плане смотреть на Star Wars: The Old Republic. Одна из самых ожидаемых sci-fi MMO прошлого года провалилась с таким треском, что эхо трижды обогнуло игровой мир. Менее чем через год после запуска, игра благополучно перекочевала на бесплатную модель и лишь после этого смогла остановить усиленный отток игроков. В обзорах ММО мы изредка упоминали об этом, но здесь стоит рассказать подробнее.

Все начиналось достаточно радужно для BioWare: старт продаж сулил неплохие дивиденды разработчикам и издателям, количество игроков с лихим свистом перемахнуло один миллион, но примерно после марта месяца - как отрезало. Продажи рухнули в 50 (!) раз, а отток пользователей возрос почти в три раза. Таким образом, к лету (когда многие ММО, наоборот, по понятным причинам набирают клиентскую базу) пользователей стало меньше миллиона, а в сентябре BioWare сухо диагностировало, что собирается перевести игру на бесплатную игровую подписку. Только после этого исход прекратился, и удалось стабилизировать ситуацию. Многие зарубежные аналитики сходятся во мнении, что причиной такому жуткому провалу стала не только слабая игра (о чем высказался буквально каждый второй рецензент в Америке и Европе). Большинство выразили мнение, что ежемесячная игровая подписка в n-ное количество зеленых американских Вашингтонов не соответствует уровню игры и ожиданиям.

MMOFPS не для P2P-модели

Вот уж кто не видит в противостоянии P2P и F2P подписок ничего предосудительного - создатели игр в поджанре MMOFPS. Здесь платная подписка попросту не оправдает себя из-за излишней конкуренции. Только на территории России действует около десятка проектов, которые пытаются друг у друга отвоевать (отстрелять) пальму первенства. Тут тебе и Cross Fire, и APB, и Point Blank, и Operation 7. Не будем забывать и про самый сильную MMOFPS прошлого года – Warface, взявшую не так давно премию РУнета. Хотя, если учитывать конкурентов, победа далась проекту слишком легко.

Зная планы Ubisoft, можно легко представить, какой из проектов попытается продвинуть французско-канадская фирма. Вполне вероятно нас ждет очередной шутер из серии Tom Clancy’s Ghost Recon, да еще и на F2P-основе. Другой вопрос, сможет ли этот проект принести какую-нибудь фишку в игровой процесс, чтобы отличаться от того же Warface хоть чем-то. В любом случае, это дело Ubisoft и пусть у них голова на это работает, мне своих забот хватает.

Что мы имеем в сухом остатке из всего вышесказанного. Pay-2-Play-модель слишком своеобразна и требует больших финансовых вливаний не только на стадии разработки проекта, но и для продвижения среди клиентов. Кроме того, не будем забывать, что WoW и Guild Wars 2 не разрабатывались на пустом месте, а имели огромную игровую базу и развились уже из существующих игр, что дало стартовый клиентский «капитал» из игроков, которым нравится серия. В первом случае им оказалась RPG Warcraft, во-втором, первая часть Guild Wars. Те же Secret World и Aion созданы с нуля и уже испытывают финансовые трудности.

Еще одним серьезным и, часто бывает так, губительным минусом нужно признать жадность разработчиков/издателей. Они требуют от игры и клиентов всего и сразу. Они требуют большой фанатской базы, постоянного дохода и если игра не окупает вложенных инвестиций, начинается нервозность в разработческом корпусе. А тогда в офис приходят богатые инвесторы и мило просят вернуть кредиты на 10 миллионов долларов, потраченные только на разработку проекта. Отсюда многочисленные баги в дополнениях и последующие горячие багофиксы и патчи все это дело исправляющие. Все делается в спешке и на коленке, теряется вся суть ММО-игры. Изначально затеваемая для души разработка, превращается в бессмысленное сгребание денег в одну копилку для последующего распределения: на разработку, на погашение кредитов, на зарплаты работникам, в карман директорам… Все это утрирование чистой воды, но ведь правдой от этого не перестает быть.

Не будем забывать и тот факт, что большинство пользователей Free-2-Play-игр - пользователи 12-18 лет, не имеющие постоянного дохода, а значит не способные оплачивать дорогостоящие игровые подписки. Они вынуждены искать для себя бесплатные клиентские проекты без ежемесячной дани в карман разработчиков. Плюс бесплатной подписки в том, что игру для себя можно найти абсолютно любую и при этом не забивать себе голову мыслью - «У меня же игровой клиент закачивается!!!! Нужно срочно найти деньги, а потом играть, играть, играть, чтобы окупить потраченные средства сполна!!!». Опять же, утрированно.

И главный вопрос: за кем будущее? Смогут ли free-2-play окончательно сместить с трона лучшей MMO-игры World of Warcraft или так и будут смотреться бедным родственником на его фоне?

Скажем так, сложно вообще представить игру, которая способна сместить World of Warcraft с королевского трона. Даже лихо стартовавшая Guild Wars 2 максимум, что сможет сделать - стать ближайшим вассалом, правой рукой, но не более. Также, нет никакой уверенности, что сместить сможет другой проект BlizzardTitan, долго и упорно остающийся в тени. И в то же время, World of Warcraft существует только до того момента, как разработчики находят что-то интересное из известной вселенной и привносят в свою игру. Делают они это прекрасно: нужно обновить графику - они разнесли половину мира с помощью дракона Смертокрыла; нужно вернуть фракции к войне между собой - открыли Пандарию… Не мудрено, что цифра официальных пользователей после выхода таких аддонов возвращается к восьмизначному количеству, медленно теряя в процессе ожидания. WoW умрет только тогда, когда разработчики перестанут поддерживать проект, перестанут радовать игроков новыми фичами и свежими нововведениями. В противном случае, конкуренты будут продолжать становиться в очередь «на новенького».

И все же после всего сказанного, необходимо напомнить всем, что free-2-play всегда был и будет очень популярен. Никакой WoW не сравнится с количеством пользователей только российских проектов на основе условно-бесплатной основы. Другое дело, когда в мире появятся такие игры, способные при свободной модели собирать десятимиллионные клиентские базы? Это, что называется, риторический вопрос.

И F2P, и P2P продолжат свое негласное соревнование и впредь. Их борьба за ум и кошелек своих подписчиков постоянно меняется, добавляются новшества. Совершаются и ошибки, куда без них - но без ошибок не может быть прогресса.

Что ещё почитать?
Смута и грандиозный патч
Смута и грандиозный патч
Мария Трикстер, 08.11.2024
Новые скриншоты Tomb Raider IV-VI Remastered
Новые скриншоты Tomb Raider IV-VI Remastered
Максим Антонов, 18.11.2024